Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"

Статьи о педагогике » Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе » Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"

Страница 2

Рабочее определение проблемы. Под проблемой понимают такую разновидность задачи, задания, теоретического или практического вопроса, решение которого не может быть достигнуто с помощью имеющихся знаний и поэтому требует от обучающихся определенных действий по приобретению новых знаний и способов деятельности.

Учебная проблема. С центральным понятием концепции проблемного обучения связано понятие учебной проблемы (или проблемной задачи). Рассмотрим различные точки зрения на это понятие. Учебная проблема используется как синоним проблемной задачи. Проблемная задача является единицей содержания проблемного обучения, а само это содержание -системой проблемных задач.

В. Оконь трактует учебную проблему как, теоретическую или практическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности ученика.

А.А. Вербицкий "Учебная проблема - должна иметь форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие, который студент переживает как интеллектуальное затруднение" .

A.M. Махмутов "Учебная проблема- форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющего направление умственного поиска, пробуждающего интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия". Следующее базовое понятие теории проблемного обучения -проблемный вопрос. Его содержание анализировалось в работах Т.В. Кудрявцева, М.И, Махмутова, И.Я. Лернера, Т.А, Ильиной, где мы находим весьма неоднозначное толкование. Проблемный вопрос и проблемная задача являются характеристикой объекта мышления. Но между ними есть различие. Структуру проблемной задачи определяет три компонента: данные (условия), требование и искомое (неизвестное). Вопрос же, с одной стороны, может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, с другой - выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Например, к числу остро проблемных вопросов относятся и так называемые вечные вопросы: Что есть истина? Что есть добро? Таковы основные понятия обсуждаемой теории.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Уголок природы в подготовительной к школе группе
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. ...

Методика формирования нравственности на уроке географии
«Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы». Это высказывание можно взять за основу в своей работе по предмету география. Любой современный педагог, при ...

Диагностика личности школьника
Исследование проводилось на базе ГУО «средняя школа города Бреста». Группа состояла из 6 мальчиков и 7 девочек. Эмпирическое исследование включает в себя: диагностику личности школьника; описание организации и хода эксперимента; итоговой диагностики. Важную задачу современной школы по воспитанию вы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru