Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы обучения. До сегодняшнего дня продолжаются психолого-педагогические исследования:
1. логистики и принципов проблемного обучения;
2. содержание основных понятий его теории;
3. классификации основных понятий его теории;
4. классификации основных типов проблемных ситуаций;
5. системы методов;
6. сущности и структуры проблемных занятий и т.д
Обратимся к взглядам исследователей и практиков на содержательный и процессуальный аспекты проблемного обучения. Акцентируя значение методов проблемного обучения для формирования творческого потенциала обучающихся И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин – зачинатели проблемного обучения в нашей стране, усматривают его своеобразие в том, что студенты систематически включаются преподавателем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они самостоятельно научаются добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевать опытом творческой деятельности. М.Я. Лернер видит его сущность в том, что "в процессе решения учащимися специально разработанной системы проблем и проблемных задач происходит овладение опытом творческой деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование гражданской активности и творчески относящейся к своей деятельности сознательной личности".
В.Т. Кудрявцев видит отличия концепции проблемного обучения от ранее сложившихся подходов в том, что она вносит в теорию и практику систему формирования творческих способностей обучающихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательного интереса, мышления и т.д. Автор дает следующее содержание понятия "проблемное обучение особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция".
Н.А. Сорокин "Проблемное обучение – такой тип обучения, сущность которого состоит в создании проблемных ситуаций и в управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем".
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением им готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения студентов, их самостоятельности, устойчивых мотивов учения и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Польский педагог В.Оконь трактует проблемное обучение как, совокупность таких действий, как организация проблемной ситуации, формирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, поверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Основными понятиями концепции проблемного обучения являются: "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема или учебная задача". Исследователи в области дидактики по-разному подходят к определению содержания данных понятий. Проблемная ситуация (по греч. проблема – задача, задание от лат. ситуация – положение).
По мнению ИЛ. Лернера "проблемная ситуация - это явно или смутно осознанное субъектом затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний или новых способов действий". A.M. Матюшкин трактует, как ситуацию возникшую в процессе выполнения практического или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия.
В качестве рабочего определения, возьмем идею М.И. Махмутова. Что такое проблемная ситуация? Проблемная ситуация - психическое состояние субъекта с объектом познания, характеризующееся потребностью и усилиями студента обнаружить, "открыть" и усвоить новое, неизвестное ещё для него знание, содержащееся в учебном предмете и необходимое для решения учебных проблем.
Далее рассмотрим содержание понятия проблема. Проблемная ситуация влечет за собой возникновение в сознании субъекта познания проблемы, подлежащей решению. Что такое проблема? Проблема - сложный вопрос, задача требующие разрешения, исследования.
И.Я. Лернер считает, что каждая проблема содержит проблемную ситуацию, но не каждая проблемная ситуация преобразуется в проблему. Ситуация перерастает в проблему с момента принятия ее субъектом к решению на основе имеющегося фонда знаний, умений, навыков и опыта поиска. Принятие проблемы возможно при наличии у субъекта потребности в ее решении. Средством удовлетворения этой потребности становится познавательная активность, а мотивом этой активности выступает познавательный интерес.
Еще о педагогике:
Особенности развития мышления у детей шестого года жизни посредством
занимательных задач
С целью выявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Выявить уровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестого года жизни. 2. Выя ...
Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением
интеллекта
Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализир ...
Профессиограмма социального педагога
Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований. Профессиограмма социального педагога представляет собой э ...