Если раньше детский сад рассматривался многими семьями лишь как выход из затруднительного положения, то сегодня уже мало кто сомневается в его воспитательной роли. Можно предположить, что родители должны только радоваться той педагогической работе, которая в настоящее время проводится в детских садах. Но, к сожалению, все не так просто. Работа, телевизор, домашние обязанности и многое другое, чем насыщена жизнь современной женщины, оставляют мало времени для свободного, радостного общения с детьми. В этой ситуации на детский сад как бы переносится ответственность за воспитание. Он становится для родителей важным источником их душевного равновесия, делает возможным сохранение их привычного жизненного стиля, освобождает от чувства вины по отношению к детям и, кроме того, в какой-то степени освобождает от страха, что их собственная педагогическая некомпетентность может повлечь за собой проблемы в воспитании детей. Результативность взаимодействия во многом определяется умением воспитателя общаться с родителями, использовать в своей работе разнообразные формы работы с семьей.
Рассмотрим формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на примере детского сада №2 г. Могилева.
Согласно плану взаимодействия с родителями на 2008 – 2009 уч. г., в группе «Почемучки» 3-4 год жизни проводится следующая работа:
Родительские собрания.
Консультации.
Анкетирование.
Совместные праздники.
Совместное оформление газет. Выставки.
Работа родительского комитета.
Групповые родительские собрания проводятся 2 раза в год. На них присутствуют, кроме воспитателей, заведующий, старшая мед. сестра, физрук, психолог. На осуждение выносится несколько вопросов. Такие как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.
Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных групп, имеющие одинаковые проблемы.
Анкетирование проводится как индивидуальное, так и групповое. Целью анкетирования является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей. С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.
В детском саду, как уже говорилось, проводятся праздники, в которых участвуют и родители, и дети, и педагоги. Праздники организовываются в пределах группы. Из беседы с воспитателями мы выяснили. В совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.
В данном дошкольном учреждении действует родительский комитет. От каждой группы в него входит 2 родителя, которые и являются ее представителями. Родительский комитет помогает детскому саду в оформлении помещений, в приобретении необходимых пособий для обучения и воспитания детей, в организации ремонта учреждения, участвует в проведении родительских собраний.
Родители в любое время могут обратиться с интересующими их вопросами к воспитателю, заведующему, психологу или мед. работнику. Вопросы можно задавать лично либо оставлять в ящике для вопросов в письменном виде.[из беседы с родителями]
Важным направлением в работе с родителями является изучение педагогическим коллективом семьи. Для этого проводятся:
Целенаправленное наблюдение ситуации общения детей с семьей, беседы с членами семьи, анкетирование родителей, изучение результатов детской деятельности, изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет, изучение представлений взрослых о себе как о родителях (анкета «Хорошие ли вы родители?», «Патриотическое воспитание детей», « Наказывать или нет?»).
Еще о педагогике:
Игра как средство знакомства с трудом взрослых
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества ...
Модель творческого педагога на современном этапе
В этой работе, моделируя личность творческого педагога, я положу в основу теорию коллективного творческого воспитания, о которой мы так много слышали, много читали и так мало используем на практике. Какими же личными качествами должен обладать творческий педагог? Где много детей, там должен быть де ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушени ...