Изобретая постоянно сам, Йошизава находил, разрабатывал и пропагандировал приёмы постепенной и последовательной подготовки учащихся к самостоятельному творчеству в оригами. При таком подходе занятия оригами сохраняли интерес и пользу для учащихся «на всю оставшуюся жизнь». Такой подход получал всё большее распространение и был назван «творческим оригами».
Ещё одной удачей (и напряжённой миссией) Акиры Йошизавы становится договорённость с МИД Японии о содействии в пропаганде оригами, как части традиционной японской культуры, за рубежом – в странах Европы и Америки. К началу этих миссионерских поездок после войны прошло всего лишь менее двух десятилетий и нужно было растапливать холодок отношений общественного мнения Запада к японской культуре и, значит, к самой Японии… Именно после этих поездок укрепился образ складывания из бумаги как прежде всего японского занятия, хотя, подобно музыке, складень вбирает в себя и творчески выражает в руках своего создателя особенности культуры каждого конкретного народа, человека, каждого времени и каждой страны.
История оригами в России прослеживается в течение столетий. Достоверно известно, к примеру, что складывали фигурки из бумаги, а порой и учили этому заинтересованных Л.Н.Толстой и К.С.Станиславский, уделял внимание этому занятию и цесаревич, будущий император Николай II .
Современный этап развития оригами как учебного предмета и направления дизайна в Украине и СНГ начинается с конца 80-х – начала 90-х годов, когда создаются первые клубы любителей складывания, начинают издаваться схемы по оригами, первоначально среди иных «головоломок», потом всё чаще – отдельно. Выходят брошюры, книги. В 1995 году выходит первое издание «Уроков оригами в школе и дома» С.Ю. и Е.Ю.Афонькиных, с 1996 по 2002 год издаётся журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги» и приложения к нему. За все годы выпуска журнала в его жизни активно участвовали около 800 авторов из 29 стран мира – от Австралии до Японии (из стран СНГ– только из Белоруссии, Казахстана и Украины).
Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Еще о педагогике:
Семья как основной воспитывающий социальный
институт
Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье - элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий. Практика свидетельствует: ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере зам ...
Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...
Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...