Оригами как средство развития творческих способностей

Страница 3

1. До середины ХХ века отсутствовал простой и понятный способ описания известных и вновь изобретённых моделей, который бы обходился без личного показа складывания одному человеку со стороны другого (словесно описать складывание даже простейших моделей примерно так же легко, как дать словесное описание способа завязывания шнурков (сомневающиеся – попробуйте!). Поэтому и завязывание шнурков, и простые оригами многие дети успешно осваивают, глядя на образец, уже с 4-х лет, а до точной формализации этих же процессов словами дорастают лишь единицы и уже в университетском возрасте). Оригами распространялось поэтому, говоря по-женски, «от сердца к сердцу» и количество широко циркулирующих в народе моделей ограничивалось известными среднестатистическими возможностями человеческой памяти.

2. Устаревшая система народного просвещения во многих странах и в ХХ веке зачастую отказывала и продолжает отказывать (если говорить о деле, а не о словах) ученикам в способности к творчеству, рассматривает главную задачу обучения в более или менее механическом освоении (запоминании) уже известного. Так, на занятиях «литературой» в большинстве нынешних школах за весь период обучения учащимся ни разу не предлагают написать стихотворение, на занятиях «математикой» – самому доказать теорему, на «географии» – составить план местности, на «биологии» – ухаживать за растениями и животными и т.д.

Если сказать коротко, то на занятиях оригами, как изначально творческих, все недостатки такого подхода проявляются (по диалектике) с утроенной силой. Кстати, проявление указанных недостатков (при таком подходе) было замечено и отмечено учителями и общественностью ещё в первые десятилетия ХХ-го века (когда впервые в новейшей истории был бум оригами в школах Европы). После двух-трёх месяцев восторженного освоения новой техники наиболее способным школьникам переставало нравиться механически воспроизводить уже сделанное кем-то другим, а методика обучения оригами в то время задачу постепенной и последовательной подготовки ученика к самостоятельному творчеству не ставила. Наложившееся на эти явления восприятие исторических событий (Япония участвовала во II Мировой войне на стороне фашистов) и политические пристрастия поставили довоенному школьному оригами окончательный приговор и оно без разбирательств было надолго изгнано из европейских школ. Заметим, что и в самой Японии тех лет школьное оригами встречалось редко.

Однако в самый драматичный момент гонений, когда ещё не окончилась Вторая мировая война, а будущее оригами на задворках жизни казалось окончательно предрешённым, История вызвала к действию поистине замечательного человека.

Созданием простого и понятного графического (картиночного) языка оригами, состоящего «всего лишь» из нескольких видов линий и стрелок, японцу Акире Йошизаве удалось освободить оригами от первого минуса – процесс складывания отныне удавалось «зарисовать» со вполне приемлемой сложностью и трудоёмкостью. Процесс чтения получаемых описаний оказался ещё легче, он стал вполне доступен уже большинству младших школьников… Число зарисованных со второй половины ХХ века оригами начало быстро расти и на сегодня исчисляется многими тысячами схем. Среди этого творческого богатства уже куда легче подыскать на самый разный вкус и потребность подходящую по тематике, сложности и трудоёмкости фигурку .

Уже одно это изобретение золотыми буквами вписало имя А. Йошизавы в анналы истории, как самого оригами, так и лингвистики, информатики, воспитания и педагогики, дизайна, оздоровительной и профилактической медицины, теории упаковки и т.д. Однако всей своей деятельностью, хотя и без громких слов, Йошизава начинает проповедовать у себя в стране творческое оригами, рассматривая это творчество как естественное состояние человека – вся его жизнь становится чередой создания всё новых и новых оригами, и каких оригами! Эти модели не лежат под спудом, а выставляются на редких ещё выставках, выигрывают различные престижные конкурсы…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению иностранных языков резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностр ...

Учебные подразделения — основа организации учебного процесса
Организация учебного процесса производится учебными подразделениями высшего учебного заведения (факультетами, кафедрами, отделениями и т. д.). Основным нормативным документом, который определяет организацию учебного процесса в конкретном направлении образования или квалификационной подготовки, явля ...

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru