Можем полагать, что основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям знания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам. Важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.
Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразиях и представлениях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способа помощи, ухода за ним, его защиты.) то есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней. Для взрослого человека основным критерием отношения к природе являются поступки. Под любовью к природе подразумевается не только пассивное, созерцательное отношение (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидательное (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки, так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа («Это деревья, цветы, лес, звери…», «Это все, что растет…», «Это кусты, трава, животные…»). Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Меньшее число старших ребят принимают во внимание и неживые объекты (солнце, небо, камни, землю и др.). Для детей 6 -7 лет характерны три уровня отношения к природе:
Обусловленное созерцательной оценкой природных объектов («все в природе интересное, красивое…»);
Вызванное утилитарной оценкой («природа нам все дает, чтобы есть», «в лесу много грибов и ягод», «корова дает молоко»);
Обусловленное нравственно-эстетической оценкой («природа нам помогает жить, поэтому ее надо беречь»).
В дошкольном возрасте преобладает первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими. Не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе. Она в основном направляется на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т.п.). Однако у старших дошкольников можно сформировать такое отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно-эстетической оценкой, то есть пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «так нельзя, а так можно и нужно». Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот, например, на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудит с детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли ребята создать для него условия, похожие на естественные.
Дети с помощью педагога приходят к выводу, что не стоит брать ежа из леса, «здесь ему лучше, здесь его дом», «может его где-то ежата ждут». Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснить, почему так делать нельзя. Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.
Еще о педагогике:
Специфика и функции проблемного обучения
В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии: 1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообр ...
Место географии в системе школьного образования
География как учебный предмет - это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покр ...
Особенности развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: - раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»; - раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников; - раскрытие особенности развития внимания первоклассников. Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания ...