Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения

Статьи о педагогике » Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей » Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения

Страница 1

В Беларуси накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Повышение статуса семейного воспитания, зафиксированное в законодательных и нормативных документах Республики Беларусь, ведет к персональной ответственности самих родителей за правильное воспитание и развитие их детей. Родителям дается при этом право выбора: воспитывать ребенка дома, пользоваться постоянными или дополнительными услугами дошкольного учреждения, выбирать виды, типы, профили, содержание, режим работы детского дошкольного учреждения.

Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени мало изучены возможности самой семьи в создании условий, необходимых для полноценного воспитания и развития ребенка-дошкольника, условия, определяющие потребности родителей в услугах детского сада, формы и методы работы с семьей в новой социально-экономической ситуации.

Мы исходим из того, что если семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию, то именно семья должна стать главным заказчиком и потребителем всех услуг дошкольных учреждений — образовательных, оздоровительных и др. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений "родитель - ребенок - педагог".

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Идеал личности у родителей формируется под влиянием обыденного сознания, опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под воздействием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро- и макросреды слилось.

Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:

Массовые;

Групповые;

Индивидуальные.

К массовым (коллективным) относят:

Лекции (педагогические лектории);

Конференции;

Круглые столы;

Родительские собрания (самая распространенная форма).

В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:

Собрания-беседы на воспитательные темы;

Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье;

Собрания-консультации;

Собрания в форме «круглого стола».

Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся:

Беседы;

Консультации (в форме ответов на вопросы родителей);

Педагогические поручения;

Посещение семьи.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности организации учебного процесса
Кредитная система обучения – образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Кредит – унифицирова ...

Векторное пространство
Вектором называется семейство всех параллельных между собой одинаково направленных и имеющих одинаковую длину отрезков (рис.1). Вектор изображают на чертежах отрезком со стрелкой (т.е. изображают не все семейство отрезков, представляющее собой вектор, а лишь один из этих отрезков). Для обозначения ...

Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru