Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм . но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас .
Л.С. Выготский
Педагогика должна быть философией или вообще не быть.
М. Лангерфельд
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение самому себе, окружающим людям, к Природе, к культурному наследию человечества.
По словам академика Д.С. Лихачева, «мы не выживем физически, если погибнем духовно». И подразумевается под этим прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить (трансформировать) в нечто более совершенное. Стремится к совершенствованию учитель и, подражая ему, стремится к тому же ребёнок. В процессе этой совместной работы происходит ломка старых стереотипов, расширяется способность восприятия нового, развивается и углубляется мышление, пробуждаются забытые связи с окружающим миром, происходит осознанная ориентация на самоусовершенствование, значит, и на нравственный идеал.
Мы считаем очевидным, что приобщение детей к основам культуры, развивающейся науки и к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла (в первую очередь, в себе самом), доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, осознанию ответственности за мир и за себя, пониманию величия человеческой жизни, умению найти своё место в ней. Но этого можно достигнуть, пробудив в детях чувства прекрасного, способности находить Красоту в звуке, цвете и слове, в явлениях природы и в отношениях между людьми, то есть находить жизнь в любых её проявлениях.
Наряду с традиционными взглядами существуют более широкие подходы к образованию Вселенной, её эволюционному развитию и которые заключены в концепции Целостного восприятия мира. «''Движение есть жизнь'' – это качество, объединяющее все известные человечеству уровни реальности, на основе которого объединяются наука, искусство и духовные учения, дающие представление о мире. Это положение мы считаем основополагающим в концепции Целостного Восприятия Мира. Оно же - база синтетического мировоззрения, названного ''Единая Картина Мира'' (ЕКМ)» . Основные положения ЕКМ :
«Мир един, мир материален. Единство мира есть единство движения или жизни. Это Абсолютное активное Начало, порождающее все остальные формы жизни.
Первыми формами проявления Движения являются время вообще – Абсолютное Время и пространство вообще – Абсолютное Пространство. Абсолютное Время есть совокупность прошлого, настоящего, будущего. Абсолютное Пространство есть совокупность, целостность всех бывших, настоящих и будущих форм жизни.
Еще о педагогике:
Роль преподавателя в адаптации школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким понятием, как "психологи ...
Методика и анализ результатов контрольного этапа исследования
После проведённой в течение года работы по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации детей экспериментальной группы был проведён контрольный эксперимент, свидетельствующий о завершении профессиональной деятельности педагога-психолога. Чтобы определить результативность нашей рабо ...
Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном
учреждении
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, ...