В настоящее время дошкольное образование в Республике Башкортостан представляют 1986 ДОУ, в которых воспитываются 158648 детей. Основная часть ДОУ республики находится на селе- 1284 ДОУ, где воспитываются 43154 ребенка, 702 ДОУ (с охватом 98219 детей) находятся в городах республики. Таким образом, дошкольным образованием в республике охвачено 52% от общего числа детей дошкольного возраста.
Для обеспечения высокого охвата детей дошкольным образованием и повышения уровня готовности детей к школе используются новые, экономически целесообразные формы и модели дошкольного образования и в особенности - группы кратковременного пребывания детей, которые позволяют значительно снизить расходы на содержание детей в детских садах и существенно повысить уровень охвата детей дошкольными образовательными услугами: в некоторых городах и районах он составляет от 50 до 89% и выше.
Функционирует широкая сеть специальных дошкольных учреждений. Созданы специализированные группы в дошкольных образовательных учреждениях для детей с сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями. Увеличилось число учреждений компенсирующего назначения, в которых специальным обучением охвачено более 8050 детей, имеющих различные отклонения в развитии. В республике существуют почти все формы коррекционного образования, начиная от полной интеграции детей с ограниченными возможностями и заканчивая индивидуальным их обучением дома и в специальных дошкольных учреждениях.
Создана система вариативного дошкольного образования в республике.
Функционируют детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития. 114 детских садов реорганизованы в образовательные учреждения «Начальная школа - детский сад» у (4310 детей). Это оказалось эффективным для сельской местности - как в плане М сохранения образовательной сети, так и в плане обеспечения преемственности у в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание дошкольного образования республики претерпевает существенные изменения. Появилась тенденция системного определения качества образования, включающего все его составляющие (образовательная среда, знания детей, нормативное, программное и методическое, кадровое обеспечение) и др. Главным ориентиром стали интересы ребенка. В образовательной работе широко используются различные программы - комплексные, общеразвивающие, такие, как: №Программа воспитания и обучения в дестком саду», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Синтез», «Гармония», «Старт» .
Реализуются региональные программы и технологии: «Программа для башкирских детских садов», «Илхам», «Урал - мой край родной» и др.
Опыт показывает, что детские сады республики испытывают потребность в образовательных программах, основанных на лучших традициях отечественной педагогики, прежде всего, в рамках привычных для маленького ребенка видов деятельности (игра, рисование, конструирование, художественная деятельность и др.).
Предметом особого внимания является развитие национального образования. Этот вопрос особенно актуализировался в связи принятием Закона "О языках народов РБ". 30943 ребенка в 1040 ДОУ воспитываются на родном языке. В 481 ДОУ дети получают воспитание и образование на башкирском языке, в 462 ДОУ - на татарском языке. В 41 детском саду дети воспитываются и обучаются на марийском языке, в 41 ДОУ дети получают образовательные услуги на родном чувашском языке. В 365 ДОУ организована кружковая работа по изучению родных языков, с охватом 9690 детей. В национальных детских садах организована работа по обучению русскому языку .
В условиях модернизации образования ключевыми ориентирами развития республиканской образовательной системы в целом, а также дошкольного образования, являются:
реализация конституционного права и равных стартовых возможностей граждан на получение качественного образования, в том числе дошкольного;
создание условий для полноценного разностороннего обучения, воспитания и развития детей в семье, в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях;
разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование гражданина нового Башкортостана, воспитание патриотов России и Башкортостана, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью, эстетической, экологической культурой;
гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка через систему образования этнической самобытности народов Башкортостана, гуманистических традиций их культур, обеспечение прав граждан на изучение родного языка, совершенствование системы национального образования, научно-методическое обеспечение изучения государственных и родных языков;
Еще о педагогике:
Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе
Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармони ...
Значение животного мира в природе и жизни человека
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Оно позволяет понять, как правильно создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошколь ...
Содержание разностороннего воспитани
В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы. Первую группу сост ...