Еще один важный методологический принцип — герменевтический. Он предполагает, что ученик должен понимать смысл изучаемого материала. (Это особенно важно для формирования мировоззрения, поскольку законы физики и астрономии всеобщи и фундаментальны, они лежат в основе научной картины мира.) Необходим такой уровень осмысления предмета, при котором ученик понимает, для чего ему нужны знания, умения, навыки, которые он приобретает и процессе изучения предмета.
Исключительно значим для педагога и диалектический подход к оценке и анализу своей деятельности. Он позволяет избегать однозначности в оценке возможностей, способностей, поступков учеников, а также в оценке научных фактов, идей, течений. Мир Природы, мир людей и внутренний мир каждого отдельного человека противоречивы и неоднозначны. Педагогу важно видеть внутренние конфликты у своих подопечных (ведь именно они движут развитие личности), корректировать и направлять разрешение этих противоречий в нужное русло. Кроме того, диалектика помогает учителю избегать догм и подвергать сомнению устоявшиеся истины.
Важно, что методы обучения, выбираемые учителем, воспроизводят основной закон мироздания – закон эволюционного развития. Здесь авторы стоят на позициях цикличности (спирального развития) эволюционного пути. Это значит, что на каждом уроке, в каждой четверти, каждый год обучения учитель, начиная с самого общего образа предмета изучения, проходит через все возможные частные и конкретные формы проявления жизни и вновь возвращается к образу, наполняя его конкретно-научным содержанием. Таким образом, художественно-образное восприятие мира переходит в научно-логическое с постоянным возвращением к художественному образу и вскрытием стоящей за этим научной основы. При таком подходе ярко реализуется синергетический принцип, позволяющий раскрыть разные формы изучаемого явления через взаимодействие художественного или музыкального образа и астрономической, физической или математической картины. Поэтому мы считаем, что через, например, музыку можно развивать математические способности и, наоборот, через математику – музыкальные.
Поэтому в школе так нужны уроки, посвященные мироцелостному воспитанию личности будущего человека и способные, хоть в какой-то мере, сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые одни и могут сохранить его душу от разъедающего практицизма окружающей среды.
Еще о педагогике:
Специфика формирования мировоззрения школьников
Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова можно найти следующее определение данного понятия: «Мировоззрение - система принципов, в ...
Анализ процесса реализации регионального компонента
дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном
возрасте
Контрольный этап был направлен на анализ полученных результатов в ходе опытно-поисковой работы, которые соотносились с результатами констатирующего этапа опытно-поисковой работы. Показателями эффективности реализации педагогических условий направленности регионального компонента дошкольного образов ...
Организационные
требования к построению пространства кабинета информатики
В данном параграфе мы рассмотрим, как организационные требования к построению пространства кабинета информатики влияют на успешное обучение в школе. В настоящее время информатизация общества и образования выступает в качестве средства интенсификации процесса обучения, совершенствования его форм и м ...