Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Страница 7

обратить внимание ребят на основные принципы Мироздания: взаимосвязь всего сущего в природе, бесконечность Жизни, разума, Красоты.

предоставление возможности каждому проявить, выразить себя и своё отношение к окружающему миру (помочь или научить это сделать при отсутствии умения);

развить восприимчивость, качество внимания учеников,

развитие единства между учителем и детьми, установление взаимного доверия;

Данный проект – разработка клубных занятий со старшеклассниками (14-15-16-17 лет), поскольку на это время приходится становление мировоззрения и формируются основные черты личности. Следовательно, в данный момент необходимо обращать особое внимание на воспитание духовности как способности человека воспринимать себя как личность и часть Вселенной. Комплекс занятий рассчитан на 2 года (9-10классы), если составляющие части курса закрепляются занятиями – играми и тренингами. Иначе курс может быть пройден за год (10 класс). Занятия могут проводиться один раз в неделю в форме клуба общения. При желании старшеклассников можно встречаться и два раза в неделю.

Вводное занятие «Знакомство» с ребятами.

Игра «Наша Вселенная» - создаём свой мир, в котором будем жить, обговариваем законы, правила и обязанности каждого. На ватманском листе создаём вместе образ нашего мира, где каждый участник помещает свой логотип (свои имя, символ, девиз и любимое число). В это время могут звучать музыка (инструментальные произведения на космические мотивы) и (или) миниатюры из «Маленького принца», «Чайки по имени Джонатан Ливингстон», легенды народов мира и т.д. Далее обговариваются символ клуба и его название, разрабатывается собственная эмблема. Домашнее задание: принести книгу (журнал) – то что интересно по астрономии, уже прочитанную или ещё нет.

Эти загадочные созвездия. (Звездные узоры Музы неба. Небесная книга легенд и мифов. Казусы истории. Современные названия созвездий) /занятия 1 и 2 можно поменять местами в зависимости от класса и вариантов похода в вуз/

Организация выставки (см. выше в программе уроков), цель которой - познакомить ребят с литературой, в которой можно узнать много увлекательного и интересного, чтобы оформить свой взгляд на мир. Составление карты звёздного неба из картинок, работа с картой, первые заметки о звёздах на небе «своего мира», игровые тесты- повторения. В качестве анализа занятия (и последующих) можно предложить «листок настроений» (радуга): К: очень понравилось, узнал много познавательного об окружающем мире, себе и других, общение пошло на пользу (чему именно….); О: было хорошо, заинтересовался этими вопросами; Ж: прекрасно провёл время, пообщался; З: мне было важно это узнать, настроение поправилось; Г: это я и так знал, нет желания с кем-то взаимодействовать; С: тревожно, искал спокойствия, материал так себе; Ф: это меня не волнует, не интересует, не интересно в этой группе. «Радуга» учитывает степень комфортности старшеклассника в группе и степень заинтересованности (полезности) им обсуждаемыми на занятии вопросами.

Предлагаемая нами методика «5 пальцев» позволяет отследить новообразования в личностно-мировоззренческой сфере ребят. На руке 5 пальцев, каждый отвечает за свой круг вопросов: большой – «больше всего мне понравилось (не ), запомнилось, оказалось полезным для »; указательный – задаёт направление в будущих занятиях: «чего хочу далее – углубление в тему, повторение , на что обратить внимание»; средний – «что на занятии для меня…., для других ., для нас оказалось самым главным»; безымянный – новообразования внутреннего «Я»: «что я открыл в себе»; мизинец – умение подводить итог: «я теперь могу .». После этого занятия каждому вручаются сюрпризы-символы (именные) с цитатами из книг.

Экскурсия в университет (библиотеку, кабинет астрофизики, лаборатории по физике, знакомство с оборудованием и просмотр астрономических журналов). Беседа об увиденном, мозговой штурм самых интересных и актуальных вопросов, (панорамное изложение материала) показ плана занятий и его совместное редактирование и принятие.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Причины необъективности педагогической оценки
Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации ...

Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
Контрольный этап был направлен на анализ полученных результатов в ходе опытно-поисковой работы, которые соотносились с результатами констатирующего этапа опытно-поисковой работы. Показателями эффективности реализации педагогических условий направленности регионального компонента дошкольного образов ...

Когда и где используется быстрое чтение
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru