Специфика формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Специфика формирования мировоззрения школьников

Страница 4

Характер мировоззрения человека онтогенетичен, в нём всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Здесь уместно говорить о мировоззрении эпохи.

На протяжении многих тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое мировоззрение. Синкретическая культура того времени цементировалась мифами, которые передавались из поколения в поколение и в которых рассказывалось о происхождении мира, животных, человека, о деяниях богов, описывались события, относящиеся к давно минувшему, но имеющие решающее значение для сегодняшнего дня, отражалось единство рода, закреплялись все нормы поведения людей Однако мировоззрение того времени было слабо систематизировано, традиционно, включало в себя значительную долю обратных и эмоциональных компонентов.

По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме общественного сознания – философии, и систематически развитое и обосновываемое мировоззрение стало создаваться на её основе. В других сферах культуры, таких, как наука, литература, искусство, религия, также приобреталось мировоззренчески ценное знание, правда в контексте специальных задач соответствующих видов человеческой деятельности, в их языке. И, конечно, оно не могло быть ни систематизированным, ни в достаточной мере обоснованным.

В Древней Греции родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами. Первые образцы рационально построенного мировоззрения несли на себе отпечаток мифологического сознания. Пифагор – великий математик и философ древности, рассматривавший мир как гармонию чисел, вместе с тем верил в бессмертие, единство всех живых существ, строго следовал предписаниям братства, которое сам основал: «не смотрись в зеркало около огня», «не ходи по большой дороге», «не поднимай то, что упало; «сердца не ешь .». Каждый философ стремился построить целостное мировоззрение, но монопольное положение в культуре (в силу плюралистичности философии) он не занимал. И по сей день важнейшей особенностью развития философии является то, что она ни в одни период истории не воплощалась и в одной системе.

Мировоззрение средних веков Европы сложилось в результате синтеза христианства и культуры. Его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисленных религиозных верований, что привело в итоге к возникновению мировой монотеистической христианской религии. Особая роль здесь принадлежала иудейской религии, которая не только в наиболее чётком виде развила идею единобожия, но и в 3—2 вв. до н. э. смогла отобразить свои основоположения в единой Священной книге. Духовная культура этого времени – это многомерный и вместе с тем целостный мир со своими гармониями и оппозициями, творческими успехами и поражениями, нравственными подвигами и страданиями. Она была пронизана религиозным чувством, которое указывало путь к пониманию действительности и самого человека, придавая смысл его жизни.

В средневековой культуре наивысшим авторитетом в понимании Священного писания и его интерпретации пользовались отцы церкви — христианские мыслители 2—3 вв., в работах которых была развита христианская теология и соответствующая ей философия. Они задали образцы восприятия действительности, к которым считалось необходимым постоянно обращаться, чтобы не потерять верного пути. Мировоззрение этой эпохи, несомненно, обладало определённой целостностью. Мир земной и сверхчувственный были нераздельны, а слово не менее реально, чем вещь. Магическое единство человека и вещей, ему принадлежавших, единение живых и мёртвых, человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей. Конечно, мировоззрение средних веков, охватывавших столь большой временной интервал, не могло не измениться. Наиболее характерны в этом плане взаимоотношения между философией и теологией. В раннем средневековье философия, по существу, растворялась в теологии. Затем она всё в большей степени приобретала самостоятельность в качестве диалектики—некоей «технической» науки, обслуживавшей богословие. В 12—14 вв. философия возвратила себе утраченную суверенность в решении мировоззренческих вопросов, заявляя свое право на истину наряду с теологией. Выражением этих претензий явилась теория «двух истин», которую разделяли многие мыслители того времени. (Хорошим примером здесь может послужить представление о Земле и Мире как о «тверди небесной над покоящейся плоской твердью земной» с маленьким добавлением - где-то на земле есть древо мира, которое может увидеть лишь праведник /Германская легенда/. А принятие индийского варианта мироустройства в безсимволическом смысле лишь подтверждало данную точку зрения. /В действительности мировой океан символизирует бесконечность, переплетённую с вечностью, черепаха – жизненную мудрость, а три кита, держащих землю – красоту, добро и истину/).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...

Формы организации физкультурной деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе, досуговая деятельность. Очень важно организовать утренний отрезок таким ...

Логопедическое обследование
Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование. При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие: Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопе ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru