Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа

Статьи о педагогике » Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении » Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа

Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды.

Образовательная среда – это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования .

Образовательная среда является целостностью, включающей весь спектр воздействий на ребенка: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т.д.

Исходя из определения образовательной среды, следует рассмотреть жизненно важные для школьника потребности.

Потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А.Маслоу, занимают самую нижнюю ступень. Это биологические (физиологические) потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Выше в этой пирамиде располагаются потребности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятельности.

Кроме этого, согласно концепции Г.К.Зайцева, необходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников. Для младших школьников – это базовые потребности в игре, подражании, свободе выбора; для среднего школьного возраста доминирующее значение сохраняют вспомогательные потребности в свободе и актуализируются преимущественно идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Для старшего школьного возраста имеют огромное значение социальные потребности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопределении, а также вспомогательные – в саморегуляции деятельности и творческой активности.

Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья:

- общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);

- технологии обучения;

- стиль взаимодействия участников образовательного процесса;

- двигательный режим учащихся;

- санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

- питание.

Существует алгоритм внедрения здоровьесберегающей педагогики:

1. Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного решения.

2. Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.

3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).

4. Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Образовательная среда учащегося – это все то, что его окружает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровьесберегающей образовательной среды учащегося можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Еще о педагогике:

Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...

Комплекс дидактических игр для развития младших школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности
В связи с выявленными проблемами детей были разработаны комплексы игр: Комплекс игр на развитие словесно-логического мышления; Комплекс игр на развитие речи. Комплекс дидактических игр на развитие словесно-логического мышления Таблица № 2 № Название игры Цель Анализ проведения игры 1 "Математи ...

Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
В данной главе излагаются результаты исследования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенный нами качественно-количественный анализ результатов позволил установить степень развития этого процесса у дошкольников с ОНР, сопоставить эти данные с возможностями д ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru