Специфика формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Специфика формирования мировоззрения школьников

Страница 2

Наиболее правильная позиция, с нашей точки зрения, — выработать, не боясь каких-то трудностей на этом пути, целостное мировоззрение, ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и относиться к нему т. о., чтобы оно всегда было открыто для дальнейшего развития, для ассимиляции всего разумного, что имеется в других мировоззренческих ориентациях. Наиболее глубокие из мировоззренческих позиций потому и выжили, что смогли ассимилировать в себе всё ценное, всё Мировоззренчески значимое, что давала история мировой культуры.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной и эмоционально-волевой работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть. Убеждения являются качественной характеристикой мировоззрения. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоционально-психологическое отношение и к знанию, и к самой реальности. Важная роль в мировоззрении психологических, социально-психологических и эмоциональных моментов обусловлена тем, что они определяют черты характера и настроение человека, а в конечном счете - готовность к действию, к борьбе за принципы своего взгляда на Мир. Именно убеждения, вырастающие на основе знаний, являются источником активности личности, группы, общества.

Мировоззрения отдельной личности, социальной группы, определённого общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, но существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию. С.И. Гессен в «Педагогических сочинениях» писал: «Мировоззрение есть выражение личности человека, в нем личность человека осознает не только мир, в котором она живет, но и собственное свое глубинное бытие. Эта сопряженность мировоззрения и личности, т.е. осознание мира и самосознания, чрезвычайно существенна. Не будет преувеличением сказать, что мировоззрение есть та реальная нить, коей отдельная личность связуется в своем личном бытии с бытием мира, в который она погружена.»… «По мере того, как мир, перспективно упорядочиваясь, отходит от человека на дистанцию, становится «бытием в себе», человек начинает сознавать и собственное я», как особое персональное бытие, «бытие для себя», и вступает в личное отношение к миру, развивается как личность. Прагматическая «раковина», в которой ребенок прячется от мира и которая, не будучи «миром», не есть также еще предмет настоящего «воззрения», сменяется тогда мировоззрением, как формой бытия человека как личности. Без мировоззрения, как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с перспективно упорядоченным представлением о мире и осмысление его с точки зрения ценностей, а значит и некий жизненный идеал, нет самосознания, а, стало быть, нет и бытия человека как личности. Само сознание вырабатывается лишь в постоянном взаимонапряжении к сознанию мира, так что выработка человеком своего мировоззрения и развитие его, как личности, суть две стороны одного и того же процесса.».

Мы считаем, что мировоззрение не есть только достояние отдельного человека, в котором выражается процесс объективации для него мира и одновременно рост его как личности, но есть вместе с тем явление объективного духа, в котором выражается процесс объективации мира как целого, и одновременно самосознание объективного духа как высшего слоя мирового бытия. Поэтому мировоззрение есть всегда также достояние исторической эпохи, оно не только индивидуально и характеризует личность отдельного человека, но и «сверхиндивидуально» и характеризует целые исторически периоды в жизни человечества, в которую отдельный человек погружен. С.И. Гессен также писал, что мировоззрение есть проявление не только личности отдельного человека, но и его судьбы, результат встречи персонального и объективного духа, свободы человека и исторической необходимости. Оно есть как бы внутренняя форма всякой духовной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Формы организации физкультурной деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе, досуговая деятельность. Очень важно организовать утренний отрезок таким ...

Методическая система: понятие и виды
Технология обучения часто отождествляется с методикой преподавания. Однако ряд авторов разграничивают эти понятия. Чаще всего «под термином «методика» в литературе принято понимать совокупность способов преподавания». Однако в «настоящее время сложились два понятия методики преподавания: в узком см ...

Этиология дисграфий
Для выяснения причин дисграфии мы решили обратиться к исследованиям А.Н. Корнева. Он наиболее подробно проанализировал причины нарушения письма у детей и выделил 3 группы причин: 1. Конституциональные предпосылки (наследственность) – замедленные сроки созревания функциональных систем, которые обесп ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru