Задачей этого параграфа является разработка методики проведения уроков информатики в условиях реализации различных форм обучения с использованием разнообразных дидактических ресурсов, а также выявление показателей эффективности таких уроков.
Цель данного экспериментального исследования: рассмотреть благодаря каким формам обучения информатике с использованием разнообразного дидактического ресурса, процесс обучения становится более эффективным, активность учащихся на уроке повышается, усвоение материала облегчается, развивается интерес к учению и творчеству.
Рассмотрим в качестве примера, как можно интересно провести повторение изученного материала по учебнику Н.В. Матвеевой «Информатика», приведем конспект урока – игры в 3 «Б» классе.
Урок – игра «Действия с информацией. Повторение»
Тема урока: «Действия с информацией. Повторение»
Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме «Действия с информацией», подготовка к контрольной работе.
Задачи:
Образовательные: повторение полученных учащимися знаний, умений и навыков по второй главе «Действия с информацией»; актуализация основных понятий и терминов; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Развивающие: продолжать развивать познавательный интерес учащихся; развивать избирательность внимания, творческую активность, логическое мышление; формировать представления о компьютере как о средстве обучения.
Воспитательные: воспитывать прилежность, самостоятельность; воспитывать навыки самоконтроля, умение работать в группе.
Тип урока: урок-игра закрепления изученного материала и подготовка к контрольной работе.
Формы работы на уроке: самостоятельная, групповая и индивидуальная работа.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска Hitachi FX-77 StarBoard, авторский цифровой образовательный ресурс – дидактическая игра-презентация «Действия с информацией», рабочие тетради, учебник «Информатика и ИКТ» Н.В. Матвеевой для 3 класса, раздаточный материал.
План урока:
Организационный момент
Повторение изученного материала в ходе командной игры
а) Приветствие команд, эмблема
б) Работа с интерактивной доской
в) Физкультминутка
г) Работа за компьютерами
III. Подведение итогов урока, награждение победителей
IV. Домашнее задание
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение изученного материала в ходе командной игры.
– Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-игра. Командам необходимо было приготовить приветствие и эмблему. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Команды формируются за неделю до урока под руководством учителя, чтобы уровень был приблизительно одинаковым. Эмблему и приветствие команды готовят самостоятельно, консультируясь с учителем информатики в течение недели.
а) Приветствие команд, эмблема
Посмотрите на доску и внимательно послушайте правила игры.
– Слева представлены действия с информацией, которые мы с вами изучили: сбор информации, представление информации, кодирование информации, декодирование информации, хранение информации, обработка информации. Справа – категории вопросов, чем сложнее вопрос, тем больше баллов вы получите, ответив правильно. Возможен выбор вопроса стоимостью 5, 10 и 15 баллов. Команда, получившая право первого хода, выбирает вопрос, называя действие с информацией и стоимость вопроса, затем один из членов команды выходит к интерактивной доске и отвечает на данный вопрос. Затем право выбора вопроса переходит к следующей команде и так далее, пока все вопросы не будут выбраны. Распределитесь так, чтобы члены команды по очереди выходили к доске и выполняли выбранные задания.
– Итак, давайте разыграем с вами право первого хода. Слушаем вопрос: «Как по-другому называется тактильная информация?».
б) Работа с интерактивной доской.
Команде, первой ответившей на поставленный вопрос: «Как по-другому называется тактильная информация?» предоставляется право первого хода и соответственно выбора категории и сложности вопроса. Затем член данной команды выход к ИД и отвечает на выбранный вопрос, делая пометки в мультимедийной презентации. Затем осуществляется проверка: ученик щелкает по кнопке Проверить и появляется правильный ответ. В зависимости от правильности ответа команде присваивается 1 или 0 баллов.
Дидактическая игра-презентация «Действия с информацией»
Категория вопроса «Сбор информации»
5б. Сбор информации – это…
а) наблюдение; б) запоминание; в) игра; г) записывание; д) обдумывание;
е) раскрашивание рисунка.
Ответ: а, б, г.
10б. Собрать информацию – это значит….
15б. Информацию человек собирает с помощью….
Категория вопроса «Представление информации»
5б. Про рисунок говорят, что это…
а) текстовое представление информации; б) числовое представление информации; в) графическое представление информации.
Еще о педагогике:
Особенности становления и развития мировоззрения старшеклассников
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой уже появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому. Вместе с тем старшеклас ...
Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...
Театрально-игровая деятельность как средство развития
лидерских качеств детей подросткового возраста
Цель формирующего этапа эмпирического исследования - подбор мероприятий с использованием театрально-игровой деятельности, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста. Театрально-игровая деятельность проводились при условиях: ненасильственности общения, положительный хара ...