Изучение отечественного и зарубежного опыта использования компьютера в целях обучения, теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют заключить, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета, а само применение СНИТ деформирует традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. При этом претерпевают изменения не только организационные формы, методы обучения, но также объем и содержание изучаемого материала. Последнее обусловлено многими факторами, из которых наиболее значимыми можно считать экономию учебного времени за счет исключения рутинных операций вычислительного характера и числового анализа; расширение и углубление изучаемой предметной области за счет моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, а также использования периферийного оборудования ВМ, учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ВМ, в целях организации исследовательской деятельности обучаемых; расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых.
Таким образом, эффективность обучения в кабинете информатики определяется, помимо всего прочего, техническими и эксплуатационными характеристиками используемых ВМ.
В работах рассматривается состав материально-технической базы, ориентированной на использование средств новых информационных технологий в процессе изучения курса информатики и других предметов, который включает:
Кабинет информатики для преподавания курса информатики, технологии и отдельных общеобразовательных предметов с использованием СНИТ, в состав которого входит:
комплект учебной вычислительной техники, имеющий характеристики, удовлетворяющие психолого-педагогическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям;
учебно-методический комплекс, ориентированный на использование средств НИТ и предназначенный для преподавания общеобразовательных предметов. УМК целесообразно формировать в виде блочной структуры, допускающей возможность «наращивания» к основному блоку других блоков и их перекомплектацию сообразно целям и задачам изучаемого учебного материала;
специализированная мебель и оргтехника;
устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в кабинете информатики.
В случае проведения индивидуальной, групповой, коллективной работы с использованием ВМ, а также в случае необходимости применения учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ВМ, учащиеся могут заниматься 2–3 раза в неделю в кабинете информатики по расписанию.
Информационная сеть учебного заведения, которая обеспечивает:
связь между КУВТ, расположенным в кабинете информатики, и автономными ВМ, распределенными по другим школьным кабинетам;
доступ к телекоммуникационному серверу учебного заведения.
Таким образом, для реализации задач и содержания работ, отмеченных выше, кабинет информатики оснащается материальными средствами согласно «Типового перечня средств обучения и учебно-производственного оборудования для общеобразовательных и школ», «Требований к аппаратурно-программным комплексам на базе персональных компьютеров для учебных заведений» и дополнительных инструктивно-методических рекомендаций, других нормативно-распорядительных документов Министерства образования.
Итак, мы рассмотрели, какие педагогические требования кабинет информатики в обычной школе предъявляет к построению его пространства: размещение рабочих мест учащихся и учителя, размещение оборудования, оснащение материальными средствами для реализации функций кабинета информатики.
Еще о педагогике:
Модели и моделирование в процессе обучения
Модель - очень широкое понятие, включающее в себя множество способов представления изучаемой реальности. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сл ...
Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей
формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушени ...