Следующим направлением наших экспериментальных исследований было определение уровня стартовых характеристик экспрессивной, импрессивной и письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявление особенностей формирования навыков чтения у данной категории детей.
Под нашим наблюдением, как было отмечено ранее, находилось 10 учащихся 2 класса с заключением о ЗПР.
Обработка и анализ результатов обследования устной и письменной речи учащихся 2 класса дали следующие результаты: средний балл составил 353,5; средний процент успешности – 60%, что соответствует II уровню.
Среднегрупповая успешность выполнения методики говорит об отставании от нормы для детей с ЗПР. Стабильное, сравнительно небольшое отставание происходит по параметрам звукопроизношения, слоговой и звуковой структуры слова, орального праксиса и артикуляционной моторики, фонематического восприятия, пересказа и импрессивной речи. Наиболее сильно выражено отставание по параметрам словообразования, грамматического строя, рассказа по серии картинок, чтения.
Распределение учащихся 2 класса по уровням успешности выполнения методики (в сравнении с нормой) показывает, что 90,2% младших школьников с нормальным речевым развитием находятся на IV уровне успешности. III уровень свидетельствует о парциальных речевых нарушениях, либо о негрубом общем недоразвитии речи. Он встретился только у 9,8% детей, обучающихся в массовой школе .
Среди обследованных младших школьников с ЗПР нет детей, имеющих IV уровень успешности. III уровня достигли только 30% детей с речевой патологией. II и I уровни однозначно свидетельствуют о наличии системной речевой патологии. У учеников массовой школы они не встречаются, но характеризуют большинство школьников с ЗПР (40% II уровня и 30% I уровня). Подробные результаты проверки навыка чтения учащихся 2 класса с заключением о ЗПР .
Рассмотрим результаты обследования по предложенной методике более углубленно.
Резидуальная энцефалопатия, компенсированный гидроцефальный синдром, нижний спастический парапарез, сходящееся косоглазие, амблиопия, ЗПР.
Ученица 2 класса за выполнение методики получила 424,5 балла, что соответствует 73% успешности, т.е. III уровню. На речевом профиле видно, что некоторые основные показатели имеют высокие значения, часто даже превышающие среднегрупповые характеристики нормы этого возраста (звукопроизношение, звуковой состав слова, импрессивная речь). Слоговая структура сформирована хуже, чем звуковая. Низкие результаты характеризуют словообразование, чтение, оральный праксис и артикуляционную моторику. Импрессивная речь более благополучна, чем экспрессивная. У Нади страдают смысловое программирование высказывания, а также речевые операции серийной организации на уровне слова, предложения и текста. Недостаточно развиты операции как выбора, так и планирования языковых единиц. В целом можно сказать о системной речевой патологии, соответствующей IV уровню речевого развития.
Чтение Нади характеризуется следующими параметрами: способ чтения- послоговой и целыми словами, темп чтения- 25 сл/мин., ошибки при чтении- перестановки, замены, смешения букв, перестановки слогов, неполное понимание смысла прочитанного. Фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематического анализа и фонематического восприятия, оптическая дислексия вследствие нарушения зрительного гнозиса.
Церебральный синдром переферической недостаточности, ЗПР.
Ученик 2 класса за выполнение методики получил 323,5 балла, что соответствует 55% успешности, т.е. II уровню успешности. На профиле видно, что по четырём параметрам показатели соответствуют уровню среднегрупповой нормы (звукопроизношение, слоговая и звуковая структура слова, импрессивная речь). Сильно отстает формирование словообразовательных функций, пересказ. Низкие проценты успешности имеют 7 и 8 параметры: грамматический строй речи и рассказ по серии картинок. У Максима М. ярко выражено нарушение смыслового программирования (смысловая неполнота, неточность, неадекватность), частые вербальные ошибки (поиск и замены слов). В целом можно говорить о лексико-грамматической и фонетико- фонематической недостаточности, что соответствует III уровню речевого развития.
Чтение Максима М. характеризуется следующим: способ чтения целыми словами, темп чтения – 28 сл/ мин, ошибки при чтении – замены букв, слов в конце слова, неполное понимание смысла прочитанного.
Аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематического восприятия.
ДЦП, атонико – астатическая форма, псевдобульбарная дизартрия, ЗПР.
Ученик 2 класса за выполнение методики получил 336,5 балла, что соответствует 58% успешности (II уровень). Анализ результатов говорит об относительной сохранности слоговой и звуковой структуры слова, фонематического восприятия и импрессивной речи. Нарушение звукопроизношения и артикуляционной моторики обусловлено дизартрическим компонентом в структуре речевого дефекта. Значительно страдают словообразования, пересказ, чтение, грамматический строй речи. У Кости Ч. частые ошибки, связанные с трудностями смыслового программирования (смысловая неполнота, смысловая неточность). Можно говорить о наличии у ребенка системного речевого нарушения, соответствующего III уровню речевого развития.
Еще о педагогике:
Развитие языковых компетенций при обучении английскому языку
Одной из тенденций современного образовательного процесса является следующая: образование рассматривается как один из видов услуг. И здесь мы оказываемся перед необходимостью отвечать требованиям конкурентоспособности и вариативности предоставляемых образовательных услуг. В частности, это стратегич ...
Характеристика детей, принимающих участие в экспериментальной работе
Экспериментальная работа проходила в 1 "А" классе специальной (коррекционной) школе-интернат II вида №22 центрального административного округа города Москвы в период с 01.04.2008 по 24.04.2008, всего в классе пять детей: два мальчика и три девочки. Таблица № 1 Имя Возраст Дата поступления ...
Личностная характеристика и профессиональная
компетентность социального педагога
Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливост ...