В марте 2013 было проведено повторное обследование речи детей средней группы. Для изучения лексикона детей нами использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе. В результате проведенной на формирующей этапе работы произошли позитивные изменения в речи детей (см. таблицу 10) Так, почти все дети правильно называли предъявленные им предметы. Только Коля Г. и Жаля А. допустили ошибки при ответе на вопрос «Что помогает людям перевозить грузы?» (грузовик), дали ответ машина.
В названии частей предметов мы увидели, что дети точнее и уверение стали называть части предметов, 6 детей дали правильные ответы, 11 детей не смогли назвать такие части предметов как сиденье у стула, дно у чайника, крыльцо у дома, Женя А., Жаля А. и Коля Г. Самостоятельно, смогли назвать у стула только две части, у чайника две части, у дома и машины три части. Следовательно необходимо продолжать работу в данном напрвлении.
В работе с обобщающими понятиями, дети показали лучше результаты, чем на констатирующем этапе, почти все дети правильно назвали обобщающие понятия, только Жаля А. и Коля Г. допустили ошибки в названии, обувь.
В названии детенышей животных 5 детей допустили по одной ошибки, 11 детей ответили правильно, и только Коля Г. допустил две ошибки из пяти предложенных картинок. В названии профессий дети тоже показали хороший результат. Девять детей без ошибок назвали все предложенные им картинки с профессиями, и смогли дополнительно назвать еще по 3-4 профессии. Остальные 10 детей сделали по одной ошибке в предложенных картинках, но смогли назвать дополнительно одну профессию которую они знают.
Как видно из констатирующего исследования, словарь признаков у детей улучшился, но еще есть затруднения в названиях признаков предметов, с чего следует- необходимо продолжать работу над этой стороной лексикона.
При проверки умения подбирать слова с противоположным значением (антонимы), выялено, что дети стали точнее и увереннее подбирать фраза к заданным картинкам. И только Настя Г., Коля Г, и Вахтанг Ш. имеют затруднения в этом задании, им необходимо уточнение вопроса.
Как видно из таблицы №10, глагольный словарь детей обогатился, 10 детей без затруднения обозначили все действия предметов, остальные 9 обозначили четыре действия из пяти. В работе- на подборе определений, мы видим, что дети стали больше и самостоятельней придумывать и подбирать к предложенным словам определения. Подбор синонимов к данным словам и словосочетаниям – отмечены единичные ошибочные ответы, которые исправлялись самостоятельно или после уточняющего вопроса. Работа, над многозначными словами, показала, что дети стали понимать значение многозначных слов, стали составлять предложения с многозначными словами. Стоит продолжать работу в названии частей предметов, закреплять обобщающие понятия, упражнять в подборе антонимов и синонимов, продолжать расширять представления о многозначных словах.
Таблица 10 - Уровни развития лексикона детей по итогам контрольного исследования
Ф.И. реб |
По методике Т.И. Гризик |
По методике И.Д. Коненкова | |||||||||||||
Название предмета |
Назв.частей предмета |
Слова обобщения |
Названии детенышей |
Название профессий |
Словарь признаков |
антонимы |
Глагольный словарь |
Подбор определений |
Подбор синонимов |
Подбор антонимов |
Уровень обобщений |
Многозначность лова |
Всего баллов | ||
Вахтанг Ш. |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,2 |
3,2 |
3,8 |
3,5 |
3 |
47,7 | |
Максим К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3,5 |
3,4 |
3,8 |
4,5 |
3,5 |
55,7 | |
Леша Д. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4,2 |
4,7 |
3,7 |
56,6 | |
Вика А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,3 |
3,4 |
3 |
4,2 |
2,2 |
52,1 | |
Стас Н. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
3,2 |
3,6 |
4,9 |
3,7 |
54,9 | |
Катя М. |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3,7 |
3,3 |
2,9 |
4,4 |
3 |
50,3 | |
Максим К. |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,2 |
3,5 |
3,3 |
4,6 |
3 |
50,6 | |
Катя А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3,5 |
3,8 |
4 |
4,7 |
3,2 |
57,2 | |
Ваня П. |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,8 |
3,5 |
4,9 |
3 |
52,2 | |
Полина Б. |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,8 |
3,1 |
4,7 |
3 |
51,6 | |
Карен Г. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3,3 |
3,2 |
3,6 |
5 |
3,2 |
55,3 | |
Женя А. |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2,2 |
3,3 |
4,2 |
3,2 |
47,9 | |
Артем К. |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3,2 |
3,8 |
3,4 |
4,4 |
3,2 |
52 | |
Арина Н. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3,7 |
4,2 |
4,4 |
4,9 |
4,5 |
59,7 | |
Галя С. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3,3 |
3,7 |
3,7 |
4,6 |
3,7 |
55 | |
Настя Г. |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,5 |
2,3 |
3,3 |
4,1 |
3 |
47,2 | |
Ваня П. |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3,8 |
3,3 |
3,5 |
4,4 |
3,7 |
53,7 | |
Жаля А. |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2,7 |
3,6 |
3,4 |
3,7 |
45,4 | |
Коля Г. |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2,2 |
2,5 |
3,2 |
3,9 |
2,5 |
42,3 | |
Еще о педагогике:
Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в обучении
Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. Это возможно только ...
Понятие эмоционального благополучия
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства — понятия ...
Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся
в условиях дома ребенка
Значение развития эмоциональной сферы в процессе становления личности ребенка чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности, как чувствительность к отношению других людей, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее це ...