Исходя из этих показателей, мы определили уровни развития наглядно-образного и зачатков словесно-логического мышления.
Высокий уровень (3 – 2,4 балла)
– ребенок смог найти 8-10 отличий на картинках; не долго думая правильно, в логической последовательности разложил картинки; придумал по ним рассказ из четырех и более предложений.
Средний уровень
(2,3 – 1,7 балла)
– ребенок
смог найти 5-7 отличий на картинках; разложил картинки правильно,
но долго думал, сомневался в своем решении; составил рассказ по картинкам из 1-3 предложений.
Низкий уровень
(1,6 – 1 балл) –
ребенок смог найти 4 и менее отличий на картинках;
не смог определить логическую последовательность и поэтому не смог разложить картинки правильно; также не смог составить рассказ.
Проведенное исследование показало (Рис.3), что: высокий уровень
развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления наблюдается у 20% детей; средний уровень
- у 60% детей; низкий уровень
- у 20% детей.
Рис. 3. Уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни
Исходя из результатов констатирующего эксперимента по всем трем сериям, мы определили общий уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач.
Результаты представлены в таблице 4.
Высокий уровень
(3 – 2,4 балла)
– у ребенка устойчивый интерес к занимательным математическим задачам. Развиты процессы анализа: он безошибочно находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам. Находит в двух изображениях 8-10 отличий. Не долго думая, раскладывает картинки в правильной последовательности, без затруднений придумывает рассказ из четырех и более предложений.
Средний уровень
(2,3 – 1,7 балла)
–
у ребенка имеется интерес к занимательным математическим задачам. Процессы анализа развиты, но при определении лишнего предмета ребенку требуется помощь взрослого; также обобщает и классифицирует при помощи взрослого. Находит в двух изображениях 5-7 отличий. Ребенок способен определить логическую последовательность расположения картинок, но ребенок долго думает и сомневается в своем решении. Способен составить рассказ из 1-3 предложений.
Низкий уровень
(1,6 – 1 балл)
–
у ребенка низкий уровень интереса к занимательным математическим задачам. Процессы анализа не развиты: ребенок не может найти лишний предмет, не способен обосновать свой выбор; не может обобщить и классифицировать предметы по определенным признакам. Находит 4 отличия и менее. Ребенок не способен определить логическую последовательность расположения картинок. Не может составить рассказа.
Таблица 4.
Уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
№ п/п |
Имя ребенка |
1 серия |
2 серия |
3 серия |
Сумма баллов |
Средний балл |
Уровень |
1 |
Данил К. |
1 |
3 |
2,3 |
6,3 |
2,1 |
Средний |
2 |
Гоша И. |
1 |
2 |
2,3 |
5,3 |
1,8 |
Средний |
3 |
Ваня Б. |
1 |
2,4 |
2,6 |
6 |
2 |
Средний |
4 |
Денис Ш. |
1 |
2,4 |
2 |
5,4 |
1,8 |
Средний |
5 |
Евгений Н. |
3 |
3 |
2,6 |
8,6 |
2,9 |
Высокий |
6 |
Катя П. |
1 |
2,3 |
2 |
5,3 |
1,8 |
Средний |
7 |
Полина В. |
1 |
2,1 |
2,3 |
5,4 |
1,8 |
Средний |
8 |
Алина К. |
1 |
2,4 |
1,6 |
5 |
1,6 |
Низкий |
9 |
Зоя Р. |
3 |
2,3 |
2,3 |
7,6 |
2,5 |
Высокий |
10 |
Настя Д. |
1 |
2,6 |
1,3 |
4,9 |
1,6 |
Низкий |
Еще о педагогике:
Место межличностного взаимодействия в системе отношений
В современной психологии проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50х – начала 60х годов), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале 20 столетия. Всю совокупность отношений личности к внешним объектам, к среде, к социальной дей ...
Анализ и решение текстовых задач по методу В. Лебедева
В. Лебедев считает, что то, что в школьном курсе математики решение текстовых задач считается одним из самых сложных для восприятия и усвоения учащимися разделов, связано с неразработанностью аналитического аппарата, который бы позволял рассматривать любую текстовую задачу как систему, в независимо ...
Принцип наглядности обучения
Принцип наглядности обучения - опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерност ...