Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Статьи о педагогике » Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Страница 5

Анализ воздейственного потенциала «малых» средств текстовой локуции, то есть формальной оболочки текста, особенностей морфологических, лексикономинативных средств его оформления, синтаксических конструкций и др. Такого рода «микролингвистические» средства речевого воздействия описывались в ряде источников по психолингвистике, прагмалингвистике и теории текста, частности. С нашей точки зрения, лингвистические средства воздействия разных языковых уровней следует описывать как единую группу, поскольку все эти средства объединяет их суггестивная сущность. Их основные сти- листико-зкспрессивные функции так или иначе связаны с эмоциональноустановочным или эйдетико-когитивным внушением, увязываемым с тем или иным концептом. В тексте они играют роль суггестивных «якорей», управляющих непроизвольным вниманием и запоминанием, а впоследствии функционируют в качестве «триггеров», вызывающих соответствующую эмоцию, оценку или предметно-логическую ассоциацию, связанную с концептами.

Анализ малых средств текстовой локуции должен строиться именно с учетом их суггестивной функции. В каждом тексте действие того или иного фактора представлено в разной степени, соответственно, его суггестивный потенциал варьируется от текста к тексту, поэтому рационально отбирать средства, наиболее важные для данного конкретного текста. В обобщенном же анализе требуется привести основные суггестивные параметры в числовой вид.

Суггестивность формальной оболочки текста включает в себя фоносемантику (смыслы, ассоциирующиеся со звуковой оболочкой текста), фоностилистические характеристики (аллитерацию и ассонанс, ономатопею, ритм, рифмы, акцентно-просодическую конфигурацию), метаграфемику и креолизацию. Словообразовательные средства суггестии включают коннотативные особенности суффиксации, словосложения, сокращения и т. д., а также паронимии и парономазии, вызывающих эффект наложения или развития значений4.

Морфологические средства воздействия связаны с определенным восприятием частей речи. Подчеркнутое преобладание той или иной части речи, несомненно, оказывает на человека суггестивное воздействие. Так, многочисленные качественные прилагательные формируют оценки, конкретные существительные помогают нарисовать в воображении образы, так или иначе воздействующие на сознание, абстрактные существительные и глаголы общей семантики позволяют реципиенту спроецировать сообщение на свой личный опыт, акциональные глаголы косвенно побуждают к действию. Повелительное наклонение и его синонимичные формы делают любой глагол побудительным.

Лексический уровень анализа суггестивности предполагает исследование выбора слов и эквивалентных им сочетаний. Суггестивно-релевантной может быть эмоционально-оценочная лексика; лексика с устойчивыми стереотипносимволическими и культурными ассоциациями, выбор единиц синонимичной или конверсивной пары. Специфические номинации представляют особый интерес с точки зрения суггестивности. Механизм их воздействия заключается в «прозрачности» (реже - «затемненности») внутренней формы соответствующего слова, которая способна сама по себе быть носителем сигнификативного и коннота- тивного содержания, практически независимо от денотата, которое обозначает это слово. В число такого рода номинаций входят эвфемизмы, ярлыки и парафразы - слова, направленно фиксирующие в своем сигнификате конкретную точку зрения или «выпячивающие» то или иное свойство с помощью внутренней формы. Первые из них представляют действительность в более благоприятном свете, чем она есть с объективной точки зрения; вторые номинируют объекты, акцентируя их негативную семантику. В обоих случаях суггестивное действие заключается в том, что говорящий канализирует ассоциации, связанные с неким понятием, в конкретном ключе и закрепляет их. Парафразы могут представлять неблагоприятные или благоприятные факты нейтрально. Суггестивное действие парафразов заключается в смещении акцента с наиболее существенного признака на другие. Суггестивны также номинации с помощью иностранных слов, когда взамен исконных лингвокультурем, выросших из определенной философии и культуры и богатых смысловыми ассоциациями, появляются номинации с неявным смыслом, который можно развить в любом направлении, в частности, с помощью ассоциаций, противоречащих стереотипным .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли
Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. Методологической основой развития теории и практики детской игры стали марксистско-ленинские положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. В сове ...

Опытно-экспериментальная работа по внедрению мультимедийных методов при изучении школьного курса «Биология» в 7-8 классах
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ №5 г. Борисоглебск в 7 и 8 классах. Были проведены констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный срез. На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос учащихся 7 и 8 классов, с целью выявления уровня ...

Введение понятия интеграла с помощью физических моделей
После анализа достоинств и недостатков школьных учебников математики относительно темы «Интеграл», после ознакомления с некоторыми учебниками физики и, учитывая психолого-педагогические и методические основы изучения интеграла, мною была разработана методика изучения понятия интеграла с использован ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru