Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Статьи о педагогике » Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Страница 6

Большая экспрессивность воздействия обеспечивается номинацией с помощью фразеологизмов, клише, прецедентных текстов (в том числе с паронимиче- ской контаминацией), а также метафор и других тропов. Механизм суггестивного воздействия в этих многосмысленных речевых единицах состоит в наложении, смешении нескольких фреймов, а также в свертывании фрейма к одному или нескольким слотам. Следует учесть, что метафорический (и шире - тропологический) рефрейминг является излюбленным средством психотерапии.

Анализ синтаксических средств суггестивного воздействия включает как грамматический, так и содержательно-логический синтаксис. Грамматический синтаксис соотносится с совокупностью средств структурно-позиционного оформления фразы, значимых для суггестивного воздействия. Сюда входят экспрессивные риторические и стилистические фигуры речи (инверсия, эллипсис и т. д.), коммуникативные типы предложений. Такие синтаксические параметры, как длина и «глубина» предложений также влияют на силу воздействия. Определенным воздейственным потенциалом обладают средства когезии (союзы, союзные наречия, местоимения, многосоюзие, бессоюзие, средства синсемантии и проч.). Союзам конъюнкции и дизъюнкции между высказываниями, например, придается большое значение в НЛП; там работает правило предпочтения связных переходов между предложениями (с союзами «и», «когда», «если», «потому что» и т. д.), поскольку ровный переход от одного предложения к другому вызывает незаметное изменение состояния и облегчает достижение суггестивного эффекта. С другой стороны, нарушения связности - высказывания дизъюнктивного характера, разрывная коммуникация, неестественные переходы или отсутствие переходов - воспринимаются как «удары» и обеспечивает сильное и резкое изменение состояния.

С содержательно-логическим синтаксисом прежде всего связано воздействие логики высказываний: силлогизмов и софизмов. Выбор синтаксической конструкции способен менять точку зрения, включать или не включать в фокус внимания тех или иных участников ситуации, создавать амбивалентность и тем самым достигать эвфемистического эффекта, избегать прямых однозначных констатаций и т. п. Воздейственными приемами содержательно-логического синтаксиса являются трансформации пассивизации (обезличивания), номинализации и релятивизации. При использовании этих структур информация о реальном производителе действия может не упоминаться, и при этом не возникает ощущения неполноты сказанного; на первый план выходит само событие, а лица, ответственные за него, остаются в тени. Значительным речевоздейственным потенциалом обладают и содержательно-логические фигуры речи (антитеза, параллельные конструкции, хиазм, кульминация и антикульминация и др.).

На четвертом этапе дается прогноз относительно степени успешности коммуникации с помощью анализируемого текста, то есть относительно перлоку- тивного эффекта, производимого им. Это осуществляется с помощью сопоставления топики текстов с соответствующими комплексами стимулов и ассоциатов в «Русском ассоциативном словаре», многие из которых отражают стереотипы и архетипы русского языкового сознания.

Вероятно, воздейственность текста, усвоение его содержания, глубина и прочность изменения личностных смыслов повышается, если содержание текста по возможности максимально описывается в топосах культуры соответствующей нации (в данном случае, в топосах русской культуры), которые привычны и лучше воспринимаются ее носителями. Иначе говоря, чем больше совпадений в топике текста с реакциями на соответствующие концепты в «РАС», тем выше воз- действенный эффект этого текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Методы и приемы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
Существуют определенные методы и приемы, с помощью которых можно формировать и развивать положительную мотивацию младших школьников к учебной деятельности. Для того, чтобы сформировать познавательный интерес, чувство долга и ответственности и другие положительные мотивы учения используется весь арс ...

Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии
Прежде чем рассмотреть основные характеристики и назначение опорных конспектов, мы рассмотрим его определения. В настоящий момент существует много определений опорного конспекта, но мы рассмотрим несколько из них: 1. Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющ ...

Технология индивидуально – ориентированной системы обучения
Для осуществления поставленной цели, а именно реализация индивидуального подхода в преподавании генетики, мы опирались на технологию индивидуально – ориентированной системы обучения, разработанную кандидатом психологических наук, доцентом КГПУ, научным руководителем лаборатории ИПК РО и краевого ин ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru