Материал: лист с подборкой словарных слов на букву «П».
Ход работы: получив листы со словарными словами на букву «П», школьники (испытуемые) составляют связанные между собой предложения на указанную букву (допускается использование союзов и предлогов).
Критерии оценки результатов:
- оригинальность;
- соответствие задания теме;
- связность предложений между собой;
- количество словарных слов, использованных в рассказе.
Анализ результатов методики «Сочини на букву «П»»: показал, что 7 человек (43,7 %) показали высокие результаты, то есть их работы оригинальны, имеют яркие образы и интересные названия (такие, как «птичий перрон», «правитель», «поэма про певчего петуха и поэта Петю»). При этом каждый рассказ соответствует выбранной теме. У 4 человек (25 %) - средние показатели и 5 человек (31,3 %) показали низкие результаты. Используя большое количество слов, не все ученики смогли составить связный и интересный рассказ, соответствующий выбранной теме. И, хотя словарные слова были представлены индивидуально, дети допускали ошибки (от 2-х до 5-ти). Есть двое учащихся (12 %), которые не справились с поставленной задачей, их работы не соответствуют теме.
Так же в ходе экспериментальной работы были применены в определенной системе (комплексе) задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей младших школьников. Процесс формирования творческих способностей можно представить в виде трех этапов, для каждого из которых определены конкретные творческие задания.
1 этап: создание мотивации творческой деятельности с целью формирования у младших школьников предпосылок для творческой деятельности (наблюдательности, общительности, памяти, внимания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты). Для активизации творческого мышления младших школьников в ходе эксперимента были использованы языковые игры, конкурсы, викторины, ребусы, шарады, кроссворды.
Как показали результаты исследования, со всеми пятью заданиями успешно справляется 10 человек (62,5 %). 3-4 задания успешно решили 4 человека (25 %), а 2 ученика почти не справились с заданием (12,5%).
2 этап: элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе на уроке русского языка:
- «изобрази фразеологический оборот»: часть учеников составляет и рисует 3 - 4 фразеологических оборота, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка (например, рисунки оборотов «уши развесить», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»);
- «эти забавные животные»: ученикам было предложено собрать словарь «Животные», в который вошли задания и упражнения творческого характера, способствующие усвоению написания словарных слов и обогащению словаря учащихся. Дети учатся работать с различными источниками, а также с удовольствием обмениваются накопленным материалом в классе, попутно составляя к новым словам рисунки.
Анализ работ школьников показал, что почти все полностью справились с заданиями – 14 учащихся (87,5 %), и только у двоих возникли затруднения при их выполнении.
3 этап: самовыражение личности ученика через творчество, что проводилось в форме высказываний и сочинения, так как в них всегда выражается личность автора.
Развитие творческих способностей выражается в следующих работах по русскому языку:
- сочинения нетрадиционного содержания: на выбор учащегося требовалось написать сочинение на тему «Письмо бабушке», «Сказка» или «Письмо в будущее». Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, творческую активность, реализуют желание привлечь к себе внимание одноклассников.
С указанным заданием справились все учащиеся, но работы оказались разного объема: только 9 человек (56,2 %) смогли составить развернутые рассказы. Остальные школьники (23,8 %) написали небольшие сочинения.
Результаты эксперимента в школе приведены на диаграмме, отражающих изменения качества знаний и успеваемости в контрольном (4 А) и экспериментальном (4 Б) классах.
Рис
В конце уроков для проверки обратной связи с учениками, им были предложены следующие вопросы:
1. На уроке тебе было:
Интереснее, чем на обычном уроке
Так же как на обычном уроке
Не интересно
2. Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:
Сложным
Простым
Результаты представлены на диаграмме 2.
Еще о педагогике:
Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической
деятельности
Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц. прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию. Артикуляция звука С: Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке. Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык – кончик ...
Анализ психолого-педагогической литературы по эстетическому воспитанию
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольст ...
Исследование уровня развития лексикона детей
среднего дошкольного возраста
Изучение особенностей развития лексикона детей средней группы проводилось в «Ясли–сад №10 д. Хотыничы», с января 2013 по май 2013 г. В исследовании участвовало 19 детей, пятилетнего возраста. В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их к ...