Особую роль в обучении играют так называемые вне текстовые элементы. Одним из них является цвет. Страницы внутри каждой книги и сами книги различаются по цвету. Цвет кар точки подсказывает, на какой прием понимания текста направлена работа с ней. Цвет книги говорит о том, какая группа приемов понимания является главной на данном этапе обучения. В связи с этим большинство карточек в каждой книге определенного цвета. Карточки других цветов с заданиями на разные приемы понимания либо готовят ребенка к восприятию последующего материала, либо связаны с повторением изученных приемов на более сложных текстах.
Учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс) для каждого класса дополняется авторской программой по русскому языку для начальной школы и методическими комментариями к учебникам.
Особенность методического обеспечения – рекомендации авторов учебно-методического комплекса (УМК) по развитию различных навыков и умений школьников, в том числе и творческих. Так, требованием для учителя при использовании программ Р. Н. Буняева является наличие на уроке русского языка учебника, цветных карандашей (зеленого, синего и красного), а так же небольшого настольного зеркала (для определения способа произнесения звуков). Например, на уроках по изучению введения в художественную литературу, можно организовать изучение прочитанного материала в следующих вариантах:
- обсуждение прочитанного;
- воспроизведение прочитанного (творческий процесс) через розыгрыш текста в лицах, схематичное изображение прочитанных сцен, свободный пересказ с использованием рисунков, использование рабочей тетради и работа в ней с изображением.
Канакина В. П., В. Г. Горецкий - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс).
Дидактические материалы В. П. Канакиной являются важными компонентами учебных курсов по русскому языку, помогают проверить, закрепить и усовершенствовать знания, умения и навыки детей по грамматике, правописанию и развитию речи. Благодаря этим материалам ребенок интересуется русским языком, развивают свои творческие способности, а так же учатся говорить и писать правильно. Прекрасное оформление, разнообразность творческих заданий, разгадка проблемных ситуаций, работа с таблицами, пословицами и схемами заставляют учащихся творчески мыслить, любить русский язык, доставляет удовольствие от полученных результатов. Дидактический материал позволяет учителю давать задания и для самостоятельной работы. Творческие задания в дидактическом материале заставляют учащихся выбирать тему для сочинения, фантазировать и анализировать описываемые ими события.
Методические рекомендации В. П. Канакиной огромное внимание уделяет развитию речи и креативности младших школьников. В каждом учебнике, начиная со 2 класса, введена «картинная» галерея известных художников. Преимущество в том, что каждый ребенок имеет возможность рассмотреть индивидуально репродукцию и выразить свое отношение к картине (благодаря грамотно подобранным вопросам, составленным в методическом пособии для учителя). Множество заданий рекомендуется в методических разработках, где нужно написать текст по рисункам, продумать содержание и устно составить текст по рисункам. Творческие способности развивает и конкурс написания письма (например, в зависимости от изучаемой темы школьникам предлагается написать письмо ветерану, Президенту, другу).
Методическое пособие В. Н. Канакиной отвечает всем современным требованиям:
- средство организации жизненного пространства школьника, способ создания его первой научно-художественной картины мира;
- обеспечивается выход за рамки комплекта в поле других источников информации;
- и слабый, и сильный ученик имеет возможность продвигаться в получении информации.
Методические рекомендации автора основываются на том, что одной из главнейших задач обучения родному языку является подготовка учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. В справочниках и справочных пособиях содержится систематизированный справочный материал по русскому языку и речеведению за курс начальной школы в соответствии с действующей учебной программой. Справочник адресован учителям начальной школы и родителям для занятий с детьми дома.
Отличительная особенность методических пособий и поурочных планов заключается в том, что в разработках уроков содержится разнообразный материал по обучению грамоте, развитию речи, познавательных и творческих способностей и памяти младших школьников. Так, методическое пособие предназначено помочь учителям начальных классов общеобразовательных школ подготовиться к уроку и провести его более содержательно, современно, креативно и интересно. Кроме того, методическое пособие к учебнику Т. Г. Рамзаевой содержит материалы, необходимые педагогу для проведения полноценного урока (методические советы и рекомендации, справочную информацию, игровые задания на развитие языковых способностей, а также диктанты и проверочные работы).
Еще о педагогике:
Формирование контроля и самооценки
Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей ...
Интегрированный курс ''физика и астрономия''
Согласно закону «Об образовании в РФ», основной в настоящее время является обязательная (9-тилетняя) школа. С целью восстановить ''завершенные'' знания по физике и астрономии по окончании основной школы А.А. Пинский, В.Г. Разумовский и Е.К. Страут разработали интегрированный курс «Физика и астроном ...
Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр
В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познав ...