Для учителей, работающих по технологии ИОСО, приведенные структура и методика школьной лекции и лабораторного занятия являются ориентировочной основой планирования урока. Они могут вносить свои коррективы в структуру урока, учитывая возрастные и индивидуальные познавательные возможности учащихся конкретного класса. [ 26 ]
Модель индивидуального подхода в преподавании генетики.
На основании проанализированной литературы и опираясь на технологию индивидуально – ориентированной системы обучения, мы создаем собственную модель индивидуального подхода в преподавании генетики.
1. Контроль исходного уровня знаний. Проводился с помощью небольшой беседы и сочинения на тему: « Для чего нужна генетика? » и «Что я знаю о генетики? »
2. Предоставление нового материала. Пользовались такими приемами:
- упрощение материала на более понятный для учеников, с использованием личного опыта учащихся, наглядности (таблицы, рисунки, схемы) .
- по этапное изучение новых понятий (терминов) по принципу:
а) раскрытие основной сущности понятия
б) изучение и выделение существенных признаков понятия
в) установление места понятия в общей системе понятий
- использовались элементы беседы, т.е. задавались наводящие вопросы, конфликтные ситуации, которые требовали осмысление материала и способствовали более хорошему усвоению и запоминанию
- по желанию учеников были представлены две темы для доклада (5 – 10 минут) в начале урока рассказать биографию: Менделя, Моргана
3. Закрепление изученного материала и применение его на практике.
- индивидуальные ответы на вопросы (письменно), а именно каждому ученику давалась карточка с вопросами, на которые он должен был ответить. Вопросы были:
а) сложные, требующие более глубоких знаний
б) средние, требующие применения имеющихся знаний
в) простые, требующие воспроизведения в памяти пройденного материала
Задания раздавались ученикам в зависимости от их успеваемости.
- общий терминологический опрос учащихся (письменно), с элементами теста и взаимоконтроля, т.е. после заполнения теста ученики менялись с соседом по парте своими ответами и с помощью учителя проверяли тесты и выставляли оценку.
- решение задач:
а) рассмотрение задач в конце каждого урока
б) решение задач с консультацией учителя
в) выбор задач на оценку
г) самостоятельное решение задач в течение всего урока на оценку
Решение задач контролировалось по такому же принципу, как и индивидуальные вопросы. Каждому ученику давались задачи в зависимости от уровня сложности.
На уроках-консультациях учащимся, которые успешно решали задачи были предложены более сложные с последующим выставлением положительной оценки. Со слабыми учениками велась дополнительная, индивидуальная консультация с повторением и подробным объяснением пройденного материала.
4. Проверка (контроль) полученных знаний. Проводилась индивидуальная беседа с каждым по пройденной главе. В то время пока ученик беседовал лично с учителем, остальные решали индивидуальные задачи. Более сильным ученикам, которые быстрее справлялись с задачами и ответили учителю, предлагалось роль соучителя. При сомнении в объективности выставленной оценки учитель оставляет за собой право личной проверки достоверности знаний ученика. В конце урока выставлялась общая оценка за устный опрос и решение задач.
Еще о педагогике:
Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе
Согласно учению Н. А. Беренштейна (1947) об уровнях мозга и их иерархии, высшие психические функции (ВПФ) человека представляют собой континуум, расположенный между полюсами "сознание (мысль) — автоматизм". Несмотря на то, что моделью для описания закономерностей эволюции психической деят ...
Дислексия: причины, механизмы, виды
Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным. Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. Большинство авторов отмечает наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием
речи
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Такое определение было дано в результате многоаспектных ис ...