На уроках изучения нового материала не рекомендуется использовать оценки (кроме отличных) в качестве стимулирования учебной активности школьников. Это способствует познавательной раскрепощенности школьников. Будучи уверенными в том, что за неправильный ответ или суждение они не будут наказаны оценкой, ученики, как правило, активно включаются в познавательный процесс.
Организуя учебный процесс, учитель может привлекать учащихся, владеющих развитой речью и логикой изложения к объяснению нового материала в качестве соучителей, когда в ходе урока он их просит сделать мини-сообщение. В то же время не следует практиковать такие формы объяснения материала, как реферат, доклад по теме, развернутое сообщение, ведение учеником всего урока. Это требование исходит из того основания, что только учитель, обладающий профессиональными знаниями и навыками, может обеспечить эффективный, основанный на психологических закономерностях, уровень понимания.
Блок самостоятельной работы. На уроках усвоения и применения учащиеся осуществляют закрепление в собственном опыте приобретенных знаний и умений, сдают пройденные учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации как у учителя, так и у одноклассников - консультантов по предмету.
Планируя самостоятельную работу учащихся на лабораторных занятиях, учителю, исходя из особенностей преподаваемого им предмета, следует четко определить как для себя, так и для учащихся критерии контроля уровней понимания, усвоения и применения изучаемого материала. В качестве таких критериев могут стать:
- требования, изложенные в Государственных стандартах и примерных программах к учебным дисциплинам;
- усвоение учащимися смысла и логики излагаемой информации (понятий, суждений);
- характер выполнения действий, их опосредованность и автоматизированность;
- овладение алгоритмом решения учебных задач и умением его применять в измененных условиях.
Помимо этих двух блоков Ярулов вводит новое понятие – школьная лекция. В чем разница между лекцией вузов и школьной лекцией. В вузах учебный процесс условно разделяется на лекции (запоминание), семинарские занятия (усвоение), практические занятия (применения), а в ходе школьной лекции задачи запоминания, усвоения, применения новой познавательной информации решаются одновременно в рамках одного урока. Рекомендуется следующий вариант школьной лекции.(табл. 1)
Рассмотрим психолого-дидактические особенности рекомендуемых этапов школьной лекции.
Психологический настрой на деятельность. Вводится вместо организационного момента, предусмотренного в традиционном уроке. Принципиально важным здесь является то, что учитель должен обеспечить в течение двух минут психологическую установку на предстоящую учебную деятельность:
сегодня узнаете о том-то, научитесь тому-то, в результате — будете уметь то-то. Не следует тратить время на выяснение, кто из учеников отсутствует на занятии, коллективные записи даты, формы работы, темы занятия (все это можно сделать заранее).
Малоэффективными приемами, на наш взгляд, являются:
привлечение учащихся к целеполаганию и определению задач урока. Только учитель знает о целях, месте и задачах урока, ученики же, в силу специфики учебной деятельности, прежде чем определять цели и конкретизировать задачи, должны усвоить содержание деятельности;
установки типа «это пригодится в будущем». Принципиальным содержанием психологического времени ученика, кроме выпускников, является то, что его не интересует его будущее, для него важным является «здесь и теперь», то есть настоящее. Именно в успешном настоящем, которое организует учитель и о котором ученик порой не догадывается, закладывается успешное будущее личности;
эмоциональный настрой аудитории пересказыванием анекдотов, смешных случаев. Это только дезорганизует рабочую атмосферу урока;
негативные установки (окрики, выяснение отношений, призывы к порядку и т.п.). Запреты никогда не способствовали познавательной раскрепощенности учащихся, являющейся психологической основой эффективного обучения.
Объяснение нового материала. Здесь следует обратить внимание на временной отрезок, в который должен уложиться учитель, — 15 минут. Психологической сутью данного требования к учителю является несколько оснований, связанных с тем, что:
- у школьников (как и у взрослых) имеются возрастные особенности в объемах памяти и внимания. При монологической речи учителя дети способны воспринимать информацию в зависимости от индивидных и возрастных особенностей в среднем не более 25 минут (от 15 минут в начальной школе до 40 минут в старших классах). Как только порог восприятия информации нарушен, срабатывают так называемые «психологические механизмы защиты», проявляющиеся у школьников в форме типичных отвлечении от дела (позевывание, двигательное беспокойство и т.п.)
Еще о педагогике:
Обучение работе на деревообрабатывающих и металлорежущих станках
Работа на станках связана с возможностью травматизма, поэтому особенное внимание должно быть уделено правилам безопасности труда. Опыт работы показывает, что учащиеся не всегда осознают грозящую им опасность и нарушают элементарные правила безопасности, пытаясь, например, остановить руками части ст ...
Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой, дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных ф ...
Методы и приемы воспитания
Метод воспитания (от греческого “методос” - “путь”) - это путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы воспитания - это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеж ...