В таблице 2 мы приводим упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости.
Таблица 2 - Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости.
Составьте словосочетания. Подарил Дружилдевочка Говорил Думал |
Восстановите предложения, связав слова между собой. Мой папа дал объявление в ( газета ). На ( горизонт ) вспыхивали голубые зарницы. Чтобы стать ( герой ), нужно быть отважным, честным, скромным. |
Замените предложения одним словарным словом. Комната для занятий в школе. Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями. Край земли у водной поверхности. |
Найди в каждой строке лишнее слово. автомобиль, урожай, трамвай, самолёт капуста, помидор, солома, морковь пенал, тетрадь, телефон, карандаш |
Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Г рой, адр с, ур жай, р кета, ябл к , п нал, т пор, п суда, б лот . |
Выборочный диктант: выписать только словарные слова. По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костёр. Дежурный следит за порядком в классе. |
Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания. Ребята радостн…., улица многолюдн…., берёза кудряв…., календарь перекидн… . |
Найди лишнее слово. Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки. Праздник, праздничный, праздники, праздновать. |
Игра «Ступеньки».Запиши слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше. Берег, гореть, агроном, ………… |
Составьте предложения с данными словосочетаниями. интересный случай аккуратный ученик берёзовая аллея |
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически-грамотного письма. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Поэтому орфографической грамотности младших школьников уделяется большое внимание. В первом разделе мы раскрыли содержание понятий «орфография», «орфографическая зоркость», «орфограмма», «словарная работа».
Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Такие слова, как дежурный, ладонь, помидор, портфель верно пишут лишь 53 % учащихся. Слова портфель, сапоги, молоко и другие – только 49 %. (результаты контрольных диктантов). Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.
Работу по освоению «словарных» слов можно строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
1. Предъявление слова
2. Работа над "слуховым " образом слова.
3. Запись слова с "окошком".
4. Работа над "зрительным" образом слова.
Эффективным видом работы на уроке является самостоятельная работа, так как она формирует навыки, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Рассматривая современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы, мы опирались на опыт работы педагогов начальной школы. Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Все приёмы работы можно условно разделить на три группы:
Еще о педагогике:
Организация исследования и характеристика испытуемых
Данное исследование проводилось в детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В эксперименте участвовало 10 детей с нормал ...
Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребен ...
Метод проектов в начальной школе
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время можно заметить, что как в теории, так ...