Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы

Страница 3

В таблице 2 мы приводим упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости.

Таблица 2 - Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости.

Составьте словосочетания.

Подарил

Дружилдевочка

Говорил

Думал

Восстановите предложения, связав слова между собой.

Мой папа дал объявление в ( газета ).

На ( горизонт ) вспыхивали голубые зарницы.

Чтобы стать ( герой ), нужно быть отважным, честным, скромным.

Замените предложения одним словарным словом.

Комната для занятий в школе.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями.

Край земли у водной поверхности.

Найди в каждой строке лишнее слово.

автомобиль, урожай, трамвай, самолёт

капуста, помидор, солома, морковь

пенал, тетрадь, телефон, карандаш

Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке.

Г рой, адр с, ур жай, р кета, ябл к , п нал, т пор, п суда, б лот .

Выборочный диктант: выписать только словарные слова.

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костёр.

Дежурный следит за порядком в классе.

Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн…., улица многолюдн…., берёза кудряв…., календарь перекидн… .

Найди лишнее слово.

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

Игра «Ступеньки».Запиши слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

Берег, гореть, агроном, …………

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

интересный случай

аккуратный ученик

берёзовая аллея

Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически-грамотного письма. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Поэтому орфографической грамотности младших школьников уделяется большое внимание. В первом разделе мы раскрыли содержание понятий «орфография», «орфографическая зоркость», «орфограмма», «словарная работа».

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Такие слова, как дежурный, ладонь, помидор, портфель верно пишут лишь 53 % учащихся. Слова портфель, сапоги, молоко и другие – только 49 %. (результаты контрольных диктантов). Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.

Работу по освоению «словарных» слов можно строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

2. Работа над "слуховым " образом слова.

3. Запись слова с "окошком".

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Эффективным видом работы на уроке является самостоятельная работа, так как она формирует навыки, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Рассматривая современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы, мы опирались на опыт работы педагогов начальной школы. Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Все приёмы работы можно условно разделить на три группы:

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Организация исследования и характеристика испытуемых
Данное исследование проводилось в детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В эксперименте участвовало 10 детей с нормал ...

Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребен ...

Метод проектов в начальной школе
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время можно заметить, что как в теории, так ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru