Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы

Страница 3

В таблице 2 мы приводим упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости.

Таблица 2 - Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости.

Составьте словосочетания.

Подарил

Дружилдевочка

Говорил

Думал

Восстановите предложения, связав слова между собой.

Мой папа дал объявление в ( газета ).

На ( горизонт ) вспыхивали голубые зарницы.

Чтобы стать ( герой ), нужно быть отважным, честным, скромным.

Замените предложения одним словарным словом.

Комната для занятий в школе.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями.

Край земли у водной поверхности.

Найди в каждой строке лишнее слово.

автомобиль, урожай, трамвай, самолёт

капуста, помидор, солома, морковь

пенал, тетрадь, телефон, карандаш

Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке.

Г рой, адр с, ур жай, р кета, ябл к , п нал, т пор, п суда, б лот .

Выборочный диктант: выписать только словарные слова.

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костёр.

Дежурный следит за порядком в классе.

Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн…., улица многолюдн…., берёза кудряв…., календарь перекидн… .

Найди лишнее слово.

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

Игра «Ступеньки».Запиши слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

Берег, гореть, агроном, …………

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

интересный случай

аккуратный ученик

берёзовая аллея

Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически-грамотного письма. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Поэтому орфографической грамотности младших школьников уделяется большое внимание. В первом разделе мы раскрыли содержание понятий «орфография», «орфографическая зоркость», «орфограмма», «словарная работа».

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Такие слова, как дежурный, ладонь, помидор, портфель верно пишут лишь 53 % учащихся. Слова портфель, сапоги, молоко и другие – только 49 %. (результаты контрольных диктантов). Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.

Работу по освоению «словарных» слов можно строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

2. Работа над "слуховым " образом слова.

3. Запись слова с "окошком".

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Эффективным видом работы на уроке является самостоятельная работа, так как она формирует навыки, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Рассматривая современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы, мы опирались на опыт работы педагогов начальной школы. Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Все приёмы работы можно условно разделить на три группы:

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Методика обучения генетики в традиционном подходе
Правильное представление о содержании биологического образования является важным ориентиром в работе учителя. Содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижение всех целей обучения. Хорошо известно, что школьники ...

Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...

Использование дидактического ресурса кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике
Одним из основных принципов в дидактике был и остается принцип активности ученика в процессе обучения. Этот принцип подразумевает качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru