«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова).
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:
Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Свойства Internet:
Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.
Функции прикладных программ Microsoft Office:
Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
Paint – программа для рисования.
Microsoft PowerPoint – программа презентаций.
Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.
Еще о педагогике:
Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их разв ...
Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей. В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественн ...
Особенности развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: - раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»; - раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников; - раскрытие особенности развития внимания первоклассников. Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания ...