мнимые игры;
строительные игры;
подражательные;
драматизации;
подвижные
интеллектуальные.
И типичными для младшего дошкольника играми считал подражательные и строительные.
В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.
В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или "сюжетно-ролевыми".
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К.Д. Ушинский писал: "Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека. Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики".
В современных детских садах народные игры ("Палочка-выручалочка", "Гуси-лебеди", "У медведя во бору", "Фанты", "Краски" и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.
Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение.
Еще о педагогике:
Принципы наглядности на уроках ИЗО
Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом ...
Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новы ...
Программа и структура эмпирического исследования
Приход в школу знаменует собой новый этап в жизни ребенка. Он оказывается в новой для него социальной ситуации, которая, прежде всего, связана с учителем, как наиболее значимым взрослым в этот возрастной период. Со временем учитель и ученик все больше вступают в контакты, строят межличностные отнош ...