Маркс определил досуг как "последовательный процесс восстановления человеческих сил и их развитие", а свободное время как время, "представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности."
Из этих определений вытекают два методологических принципа:
I. В основе понятийного смысла термина "досуг" лежит понятие "свободного времени" как пространства досуга
II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры "творческих сил".
Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время" между собой уравнивают.
В “Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие "досуг" означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.
Большая советская Энциклопедия дает такое определение: “Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат.
Энциклопедия социологии определяет досуг как систему различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.
Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Исходя из данных подходов к пониманию досуговой деятельности, можно выделить основные функции досуга:
функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий;
функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т.п.) и физического развития человека.
Вторая принимает все большее значение.
Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно - организованный.
Таким образом, можно говорить о деятельном, временном делении досуга, типе досуга в зависимости от места проведения, а так же в зависимости от количества принимаемых в нем участие людей.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
Не существует единого подхода к пониманию сущности досуга. В современности существует 3 группы исследовательских подходов: экономический, психолого-педагогический и философский.
В рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований существуют активные и пассивные формы проведения досуга.
Досуг имеет две основные функции: функция восстановления сил и функция духовного и физического развития.
Среди множество разнообразных типологий досуга наиболее значительными являются разделение досуга в зависимости от вида деятельности, времени проведения, места проведения и количества принимаемых участие людей.
Еще о педагогике:
Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у
дошкольников с общим недоразвитием речи
На основании результатов анализа описанных в 3-ей главе результатов изучения состояния словообразования глаголов у детей с ОНР, по сравнению со сверстниками без речевой патологии, нам удалось выяснить, что дошкольники с ОНР обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических ха ...
Возрастные особенности формирования осанки
Осанка, в какой – то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которы ...
Психолого-педагогические основы обучения
иностранному языку на начальном этапе
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...