Сущность досуговой деятельности

Страница 1

Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

Проблема досуга остро встала во время первоначальной стадии развития капитализма. Следствием длительного рабочего дня было почти полное отсутствие досуга у низших классов общества. Одержимость производством, конкуренция, отсутствие правового регулирования навязывали ритм труда, не оставлявший времени для досуга - ведь едва хватало времени даже на психологический отдых. К тому же неоспоримым результатом разделения труда, монотонности производственных задач стало разрушительное воздействие такого труда на человеческую психику. Тогда досуг становится необходимым, существенно важным для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде. Некоторые социологи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными.

Досуг - это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Но речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство самовыражения человеческой личности.

Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

В настоящее время в рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято вычленять активные и пассивные формы проведения досуга. В первом случае - это деятельностные разновидности досуга.

Во втором случае - это пассивное потребление различных культурных мероприятий и - особенно во второй половине 20 в. - потребление продукции средств массовой коммуникации.

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

учёба и самообразование в широком смысле слова;

различные формы любительской и общественной деятельности;

общение с другими людьми;

пассивный отдых.

Таким образом, исходя из данного разделения, можно выделить множество форм организации досуговой деятельности.

Например, первая группа представляет собой различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет и т.д.

Ко второй группе можно отнести формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.

Третья группа включает в себя различные занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.).

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом.

Условно исследовательские подходы можно разделить на три группы. Представители первой (в основном, экономисты) рассматривают свободное время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР. поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и Роли свободного времени в повышении культурно-технического уровня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Вторая группа (этнографы, психологи и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем развитии человека. А свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся:

этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций;

психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени;

педагогика связывает с ним вопросы воспитания.

Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики.

Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно - возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга.

В диалектической концепции К. Маркса свободное время предстает как сфера свободной деятельности, "не определяемой подобно труду под давлением той внешней цели. осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью". К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии
Методические рекомендации и авторская программа Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи Жизни и Движения. Мы говорим о вы ...

Формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность? В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.) ...

Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой, дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных ф ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru