Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток

Статьи о педагогике » Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет » Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток

Понятие преемственности - одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров, "круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования.

Чтобы разобраться в преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки зрения, попробуем разобраться, в чем состоят особенности школьного образования и чем оно принципиально отличается от образования дошкольников.

Начнем анализ этой проблемы с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий "спонтанное" и "реактивное" обучение. Спонтанное обучение возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе. В этом случае слово "программа" означает не утвержденный и особым образом составленный документ, которым руководствуется образовательные учреждения. Собственная программа - это то, чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться. Ребенок увидел, как его сверстник или кто-то другой, что-то делал - нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т.п., - и он просит: "Научи меня". Однако уже хорошо развитые шестилетние дети начинают по собственному почину учиться что-то делать - подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы, пытаясь выделить особые приемы изготовления понравившегося продукта.

Все это примеры спонтанного обучения, наиболее характерного для детей дошкольного возраста. Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению.

Известный социолог И.В.Бестужев-Лада сказал, что суть преемственности дошкольного и школьного образования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за столиков в детском саду за парты в школе. Звучит это красиво и убедительно. Но если посмотреть на школьную практику, то получается, что не все так ясно и понятно. Во-первых, дети очень хотят замечать изменения своего социального статуса - превращения из дошкольников в младших школьников. На это указывали и указывают многие исследователи дошкольного и младшего школьного возрастов: "Я теперь школьник и уже не буду днем спать", или "Мне надо делать уроки, а вы мне мешаете", или "Я уже хожу в школу и могу идти спать, когда мне захочется", и т.д.

Во-вторых, серьезную проблему представляет собой тезис о том, что ребенок не должен замечать разницу. Многие теоретики и практики стараются это воплотить в жизнь - вводят в обучение дошкольников отдельных специалистов, превращают занятия в настоящие уроки, ставят дошкольникам отметки и т.п. В результате всего этого оказывается, что дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. А собственно, зачем им в школу? Уроки есть и в детском саду, воспитатель медленно, но верно тоже трансформируется в учителя, даже форму, которую с такой гордостью носили учащиеся начальной школы, - и ту отменили.

В школе шестилетние дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физминутки, которые используются многими учителями на уроках, но они тоже должны носить игровой характер.

Таким образом, шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.

Еще о педагогике:

Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных те ...

Программа и структура эмпирического исследования
Приход в школу знаменует собой новый этап в жизни ребенка. Он оказывается в новой для него социальной ситуации, которая, прежде всего, связана с учителем, как наиболее значимым взрослым в этот возрастной период. Со временем учитель и ученик все больше вступают в контакты, строят межличностные отнош ...

Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей. Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики : · Принцип ненанесения вреда. · Принцип приоритета действительной ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru