Учитель. Запишите ответ.
Для формирования умения решать задачи данного вида на всех последующих уроках предлагаются различные по содержанию задачи. Вместе с решением готовых задач учащиеся упражняются в составлении их по краткой записи, по решению. Включаются задачи со словами дороже, дешевле, старше, моложе, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже. Прежде, чем предложить задачу с новым словом, учитель заранее знакомит детей с его значением. Проводятся упражнения с привлечением наглядного материала. Например, одно из таких упражнений:
Учитель. Сейчас послушайте задачу: «Карандаш стоит 3 копейки, а блокнот на 7 копеек дороже. Сколько стоит блокнот?» Запишем задачу кратко в тетради. Обозначим карандаш и блокнот начальными буквами. Слово «дороже» пишите полностью.
Учащиеся. Записывают задачу кратко.
К. – 3 коп.
Б. – на 7 коп. дороже.
Учитель. Повторите задачу по краткой записи.
Учитель. Что значит на 7 копеек дороже? Объясните.
Учащиеся. За блокнот заплатили на 7 копеек больше, чем за карандаш.
Учитель. Каким действием нужно решать задачу? Покажите одну из двух карточек со знаками плюс и минус.
Учащиеся поднимают карточку со знаком плюс.
Учитель. Объясните, почему нужно выбрать действие сложение.
Учащиеся. За блокнот заплатили столько, сколько и за карандаш, да еще 7 копеек.
Также подробно разбирается с детьми и задача со словом «дешевле». Беседа с учащимися помогает учителю выявить, как понимают они выражения «старше», «моложе». Ставятся конкретные вопросы, например, по картине.
Учитель. Кого вы видите на картине?
Учащиеся. На картине видим девочку и мальчика.
Учитель. Сколько лет мальчику, как вы думаете?
Учащиеся. Мальчику 8 лет, он октябренок.
Учитель. Сколько лет его сестре?
Учащиеся. Сестра маленькая, ей 3 года.
Учитель. Кто из детей старше? Кому больше лет?
Учащиеся. Мальчик старше своей сестры.
Учитель. А что можно сказать о сестре? Она моложе или старше своего брата?
Учащиеся. Сестра моложе своего брата.
Упражнения в оперировании словами «моложе», «старше» предшествуют работе с задачами, включающими эти выражения. К примеру, предлагается задача: «Девочке 8 лет, а ее брат на 2 года моложе. Сколько лет брату?»
Учитель. Запишите задачу кратко.
Учащиеся.
Д. – 8 лет.
Б. – ? на 2 года моложе.
Учитель. Как вы понимаете выражение «на 2 года моложе»?
Учащиеся. Моложе – значит меньше.
Учитель. Каким действием будете решать задачу? И почему?
Учащиеся. Действием вычитания. Брату столько же лет, сколько и сестре, но без 2.
Учитель. Запишите решение и ответ задачи.
Предварительные практические упражнения в измерении длины, ширины, высоты отдельных предметов дают возможность сравнить отдельные параметры, используя слова «длиннее», «короче», «шире», «уже», «выше», «ниже». Сравнивая, учащиеся усваивают связь перечисленных выражений с понятиями «больше» и «меньше», являющуюся опорой при выборе арифметического действия в таких, например, задачах как: «Высота стола 7 дм, а стул на 3 дм ниже. Чему равна высота стула?». Для формирования умения решать задачи большое значение имеет решение всех известных учащимся видов задач – на нахождении суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в перемежении. Решив пары задач, например, на нахождение суммы и увеличение числа на несколько единиц, учащиеся делают первые шаги в сравнении их в определенной последовательности, отвечая на вопросы учителя.
Например, фрагмент урока, на котором предложена пара задач:
1. На одной полке 5 книг, на другой 3 книги. Сколько книг на двух полках?
2. На одной полке 5 книг, а на другой на 3 книги больше. Сколько книг на второй полке?
Учитель. Чем похожи условия задачи?
Учащиеся. Условия похожи числами.
Учитель. Чем отличаются условия?
Учащиеся. В первой задаче известно число книг на второй полке, во второй задаче сказано, что на другой полке на 3 книги больше, чем на первой.
Еще о педагогике:
Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...
Методика коррекции оптической дислексии
При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и ...
Причины нарушений звукопроизношения
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие: - нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи; - нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; - нарушение его нормального функциониров ...