Переход от устной речи к грамоте есть прежде всего переход от фонемы к графеме. Овладение грамотой предполагает определенный уровень фонематического развития. Последнее может не быть обязательным для усвоения буквы.
В процессе обучения грамоте совершается переход от одной формы языкового сознания, которое может быть охарактеризовано прежде всего со стороны фонематического содержания, к новой форме, характеризующейся возникновением акустико-зрительных представлений графем.
Для большинства звуков русского языка нет соответствующих букв, однако можно говорить о соответствии графем фонемам данного языка.
Овладение грамотой идет по пути усвоения графем данного языка. Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое обозначение фонемы – составляет единицу чтения и письма.
Понятие «графема» теснейшим образом связано с понятием «фонема» и не лишается своего содержания. Для овладения графемой необходимо наличие фонемы.
Однако графема, предполагая развитие всех тех процессов, которые необходимы для формирования фонемы, и переводя в план сознательного анализа, не исчерпывается ими. Оно как бы окончательно завершает те звуковые процессы, которыми характеризовалась устная речь до этого времени.
Таким образом, переход от устной речи к чтению и письму представляет собой переход к новым формам языкового развития.
В ходе изучения литературы выяснилось, как идет становление и развитие письменной речи, на каком этапе может возникнуть ее нарушение, какие причины могут этому способствовать. Очень важным является этап перехода от фонемы к графеме. Следует отличать понятия «буква» и «графема». Сложным для понимания детей является то, что для большинства звуков русского языка нет соответствующих букв, однако графемы соответствуют фонемам русского языка.
Еще о педагогике:
Кадровый состав центра
Общая численность работников-217, из них 106- педагогических работников. Среди них- 75 педагогов дополнительного образования, 8 –педагогов-организаторов, 9-методистов, 14-концертмейстеров. Рис. Педагогический персонал Таблица Нормативно-правовое обеспечение деятельности Методического центра Организ ...
Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка
Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие». А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплано ...
Выявление знаний
старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета
В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганды и включало в себя: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент (контрольный срез). Дети были ...