В этой работе, моделируя личность творческого педагога, я положу в основу теорию коллективного творческого воспитания, о которой мы так много слышали, много читали и так мало используем на практике.
Какими же личными качествами должен обладать творческий педагог?
Где много детей, там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в орду, в которой подчас царят самые жестокие нравы. Это понятно каждому разумному человеку. Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного воспитания. Тут можно и не называть выдающихся имен, они всем известны: Шатский, Макаренко, Сухомлинский, Иванов и др.
В чем же ценность методики коллективного творческого воспитания в наши дни, в наших условиях? И в чем же ценность личности творческого педагога?
Если можно представить себе машину, обучающую какому-то ограниченному кругу знаний, то ЭВМ воспитывающей, а тем более творческой нет и, не будет. Поэтому нужно бережно относится к прошлому практическому опыту, сосредотачивая свое внимание на сильных сторонах, на том, что будит нашу мысль, что помогает в работе. И так, по крупице, бережно поддерживая новую мысль в самом ее зародыше, коллективными усилиями тысяч педагогов – новаторов и ученых мы приблизимся к высокому идеалу творческого педагога.
Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и не имеет права называться коллективом, если нет в нем постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» - означают только одно – учить детей совместному коллективному творчеству, потому что, когда они вместе думают, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они объединяются и учатся ценить друг друга.
Эффективность педагогики обратно пропорциональна страхам, которые в этой педагогике содержатся. И прямо пропорциональна ее творческому потенциалу. Там, где воспитание нетворческое, неживое, там детей приходится обсуждать или нужно кричать на них с утра до вечера. В конечном счете все проблемы дисциплины сводятся к проблемам творческого воспитания.
Мы все мечтаем сегодня о творческих личностях, мы повторяем: «Творческий потенциал в наш век – основное, главное богатство народа». Мы лелеем творческую мысль, ухаживаем за ней, как за нежным цветком, а потом, сами того не замечая, наступаем на этот цветок ботинком, чтобы не выдавался из земли, и очень удивляемся: отчего же он не вырос? Отчего не расцвел? Мы же так ухаживали за ним!
Принципиально важно научить наших детей жить сегодняшним днем, здесь и сейчас. В современной школе слишком много подготовок к чему – то: готовимся, готовимся, неделями и месяцами… Мы сейчас не живем своей жизнью – мы, видите ли, готовимся! И вообще, мы еще не люди – мы только готовимся стать людьми! Но чем мощнее подготовка, тем как правило, бывает сильнее разочарование, когда желанный день настает, и у всех одно на уме: а стоило ли так готовиться?
Важный принцип творческого воспитания: когда мы начинаем какое-нибудь дело, мы должны найти такую форму, чтобы ребята по необходимости (а не уговорами) все участвовали в работе и чтобы им приходилось напрягаться и выкладываться, фантазировать. Конечно, в каждом коллективе обнаружатся свои творческие лидеры, именно они все придумают, а остальные пока будут в роли исполнителей. Важно верить в детей, быть с ними рядом и вселять в них уверенность, что каждый из них личность, каждый способен творить и создавать.
В коллективном творческом деле одно из великих воспитательных средств – это сюрприз. Если к окончанию школы вырастут ребята, которым в радость делать приятные сюрпризы всем, по любому поводу и без повода, - это замечательно, это еще одно положительное качество у наших детей.
Еще о педагогике:
Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании
В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических ...
Решение проблемы педагогических кадров
Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%. Многие учителя не имели должной квалификации. Недостаток учителей привел и к тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавал ...
Профессиограмма социального педагога
Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований. Профессиограмма социального педагога представляет собой э ...