Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.
Страх
Приход в детский сад, появление где-нибудь;
незнакомая удивительная игрушка;
поломка игрушки;
плач, крик сверстника, друга;
нападение сверстника, друга;
незнакомый звук;
воспитатель запрещает, ругается, кричит;
незнакомая комната;
появление незнакомых взрослых или детей;
приближение незнакомых людей.
Гнев
Уход матери;
желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;
желание иметь что-то, что нельзя взять;
трудная игрушка, поломка игрушки;
внимание близкого обращено на другого ребенка;
другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;
воспитатель забирает игрушку;
физическое наказание;
воспитатель обижает, ругается;
наличие препятствия;
возвращение матери.
Радость
Приход, прибытие куда-либо;
Выполнение задания;
Смотрит в зеркало на себя;
Смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;
Сверстник дурачится;
Внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;
Смешной (незнакомый) звук;
воспитатель дурачится, напевает.
Печаль
приход в детский сад;
уход матери, близкого взрослого;
игра, общение со сверстниками;
невнимание со стороны взрослого;
наказание, порицание взрослого;
трудности при выполнении задания;
сверстники не принимают в игру.
Интерес
приход в группу, прогулка;
незнакомый взрослый;
незнакомый сверстник;
новая игрушка;
незнакомая игра;
рассказ взрослого или показ чего-либо;
проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;
подготовка к праздникам.
Удивление
появление чего-либо/кого-либо в группе;
незнакомая игрушка;
на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;
новая игра;
знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;
близкий взрослый общается иначе.
Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.
Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния
Степень выраженности |
Характеристика |
Способы проявления |
1-я степень |
внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно | |
2-я степень |
Эмоциональные проявления выражены средне |
Мимика, поза, слова и т.д. |
3-я степень |
Эмоции выражены сильно |
Мимика, речь, двигательная активность |
Таблица 2. Шкала оценки проявления эмоционального состояния
1-я степень |
2-я степень |
3-я степень | |
Страх |
спокоен, нерешителен, малоактивен |
хмурит брови, возбужден, напряжен |
отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит |
Гнев |
спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо |
убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки |
все отвергает, плачет, дерется |
Радость |
расслаблен, слегка улыбается |
обнимается, активно играет, широко улыбается |
размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит |
Печаль |
спокоен, малоактивен, |
хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы |
плачет, все отвергает, капризничает |
Интерес |
практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых |
играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым |
активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым |
Удивление |
не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное |
широко открывает глаза и рот от удивления, |
подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом |
Еще о педагогике:
Учебные подразделения — основа организации учебного процесса
Организация учебного процесса производится учебными подразделениями высшего учебного заведения (факультетами, кафедрами, отделениями и т. д.). Основным нормативным документом, который определяет организацию учебного процесса в конкретном направлении образования или квалификационной подготовки, явля ...
Методы и формы контроля
Почему вместо контроля сегодня речь все больше идет о диагностике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролирования? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, ...
Типичные методические ошибки учителя при работе с текстовыми задачами
Ошибка 1. Пропуск этапа анализа условия задачи. «Прочитайте условие задачи. Кто пойдет к доске?» – такое часто можно видеть на уроке. И сразу начинается оформление решения. Этап анализа отсутствует и в некоторых учебниках, и в решебниках. Учителя не всегда сами понимают, зачем нужно проводить этот ...