Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые – педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развития личности как насущную – задачу воспитания в лидере высоких нравственных качеств наряду с умственным развитием и физическим совершенством.

В современной зарубежной науке проблема лидерства переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социально-психологические аспекты лидерства (К. Левин, Х. Джайнотт, К. Фидлер, Дж. Морено и другие).

Среди существующих теоретических подходов к воспитанию лидерских качеств выделяются три наиболее известные: Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Р.Д. Мубинова выделяют «теорию черт», пытаясь определить набор психологических черт, присущих лидеру. Среди черт личности лидера отмечены его коммуникативные и организаторские способности, активность, умеренная эмоциональная экспансивность, деятельная адаптивность и инновационность, а также высокие деловые и моральные качества.

«Ситуационная теория» утверждает, что лидерство – это продукт ситуации, т.е. свойства, черты или качества лидера оказываются относительными (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс).

«Системная теория» лидерства рассматривает процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера – как субъект управления этим процессом (М. Хьюстон).

Для большинства отечественных исследователей лидерства характерно рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, когда во главу угла ставятся не просто «ситуации», но и конкретные задачи групповой деятельности, в ходе которой определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать всю группу для решения этих задач. С этой точки зрения лидером является «член социальной группы, выдвигаемый в результате взаимоотношений ее членов в лидерской ситуации и способствующий организации, группы для достижения поставленной перед группой цели» (Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, О.Ю. Бандурович, Л. Ершов, К. Корсак, Е.В. Осипова, А. Кузибецкий, Н.И. Шевандрин, А.С. Чернышев, Л.А. Беляева и др.). Ряд авторов делают акцент на соответствии ценности личности ценностям группы как важнейшем условии ее выдвижения в позицию лидера. Н.С. Жеребова пишет по этому поводу: «Для того, чтобы в малой группе начал действовать лидер, его представления о нормах и ценностях должны совпасть с подобными представлениями большинства группы».

М.Р. Битянова считает, что лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностными нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Б.Д. Парыгин определяет типологию лидерства по трем основаниям:

а) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, «мозговой центр»; лидер,

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Социальное окружение детей в домах ребенка
Еще Н.М. Щелованов указывал на то, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут успешно развиваться только лишь при условии хорошо организованной педагогической работы. Он же указывал на факторы, которые служат причиной нарушений развития: безразличие к детям персонала, равнодушие к подаваемым и ...

Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...

Работа за компьютером с помощью меню
При работе с программой пользователю часто бывает необходимо подать ей определенную команду, выбрать необходимый режим работы или осуществить какое-либо действие. Для передачи команд программе графический пользовательский интерфейс включает систему меню и панелей инструментов. Меню - это набор пунк ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru