Проблема лидерства в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении веков. Сегодня ученые – педагоги, психологи, социологи и философы, изучая стремление к лидерству как проявление «творческого инстинкта» человека, опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, который выдвигает в деле развития личности как насущную – задачу воспитания в лидере высоких нравственных качеств наряду с умственным развитием и физическим совершенством.

В современной зарубежной науке проблема лидерства переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социально-психологические аспекты лидерства (К. Левин, Х. Джайнотт, К. Фидлер, Дж. Морено и другие).

Среди существующих теоретических подходов к воспитанию лидерских качеств выделяются три наиболее известные: Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Р.Д. Мубинова выделяют «теорию черт», пытаясь определить набор психологических черт, присущих лидеру. Среди черт личности лидера отмечены его коммуникативные и организаторские способности, активность, умеренная эмоциональная экспансивность, деятельная адаптивность и инновационность, а также высокие деловые и моральные качества.

«Ситуационная теория» утверждает, что лидерство – это продукт ситуации, т.е. свойства, черты или качества лидера оказываются относительными (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс).

«Системная теория» лидерства рассматривает процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера – как субъект управления этим процессом (М. Хьюстон).

Для большинства отечественных исследователей лидерства характерно рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, когда во главу угла ставятся не просто «ситуации», но и конкретные задачи групповой деятельности, в ходе которой определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать всю группу для решения этих задач. С этой точки зрения лидером является «член социальной группы, выдвигаемый в результате взаимоотношений ее членов в лидерской ситуации и способствующий организации, группы для достижения поставленной перед группой цели» (Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, О.Ю. Бандурович, Л. Ершов, К. Корсак, Е.В. Осипова, А. Кузибецкий, Н.И. Шевандрин, А.С. Чернышев, Л.А. Беляева и др.). Ряд авторов делают акцент на соответствии ценности личности ценностям группы как важнейшем условии ее выдвижения в позицию лидера. Н.С. Жеребова пишет по этому поводу: «Для того, чтобы в малой группе начал действовать лидер, его представления о нормах и ценностях должны совпасть с подобными представлениями большинства группы».

М.Р. Битянова считает, что лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностными нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Б.Д. Парыгин определяет типологию лидерства по трем основаниям:

а) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, «мозговой центр»; лидер,

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Роль игры в процессе изучения английского языка
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к ...

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Четвертый год жизни – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначен ...

Компьютер и его состав
Компьютер - это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации работы с информацией. Слова «аппаратно-программный комплекс» означают, что компьютер состоит из аппаратного и программного обеспечения. В состав аппаратного обеспечения входят технические устройства компьютера, а в со ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru