Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности. Пристальное внимание общества к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией современных философских воззрений, с которыми в центр научного исследования выдвигается человек. В течение трех последних столетий в науке господствовал тип мышления, соответствовавший ньютоно – картезианской парадигме. В ее основе – труды британского естествоиспытателя И. Ньютона и французского Р. Декарта. До последнего времени считалось: наука тем более объективна, чем более она отчуждена от субъекта, индивидуальности. Это коснулось, прежде всего, гуманитарных наук, в то числе педагогики и психологии, и выразилось, в частности, в том, что традиционная система обучения оказалась безличностной, «бездетной». Во многом она остается такой и сегодня, когда ребенок выступает прежде всего объектом, а не субъектом учебно – воспитательного процесса. Обучаемый предстает как некий инженерно – технологический механизм, которым можно управлять с помощью внешних воздействий, новых технологий, общих стандартов и нормативов. Отсюда – представление о каких – то универсальных педагогических средствах, которые вот – вот будут найдены, и отсутствие понимания того, что чудо – технологий (для все учителей и всех детей), в принципе, не может быть. Надо четко осознать, что ребенок – это не кусок глины, из которого можно лепить все, что захочется, а развивающая личность.
Традиционная система обучения, основанная на социоцентрическом подходе, ориентировала учащихся на овладение определенными знаниями, умениями и навыками, т.е. внешне заданными нормативами. При этом качество усвоения знаний определялось преимущественно по тому, что ученик запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. Однако известно, что в науке, в гуманитарной особенно, эти нормативы весьма субъективны и поэтому изменчивы.
К сожалению, и сегодня способность к творческой деятельности учащегося не стала критерием его обученности. Учитель строго спросит с ученика за невыученную теорему или стихотворение, но его почему – то не волнует, хотелось ли тому прочитать дополнительный материал по этой теме и сделал ли он это, есть ли своя точка зрения на рассматриваемую проблему и может ли он ее доказать. Жаль, что часто ученик получает неудовлетворительную оценку только потому, что решил задачу по-своему, «не тем способом», не так, как хотел или показал учитель.
Известно, что творческое мышление нельзя развивать по жестко заданным схемам. Алгоритмы воспроизведения знаний и механизмы творчества существенно различны. Обучать человека – не значит заранее и полностью программировать все его действия и поступки. Развивающий эффект многих концепций обучения незначителен, ибо их создатели многое делают для того, чтобы изменить содержание образования, не учитывая уровня развития тех, кого учат и кто учится, и специфики конкретных условий, в которых работает учитель.
Для российской педагогической действительности последнего времени характерно обращение к теории и практике развивающего обучения. Учителя стремятся использовать ту или иную психолого-педагогическую концепцию, например концепцию содержательных обобщений. При этом забывается, что гуманистический подход к обучению, ставящий во – главу угла развитие личности, не есть какой – то универсальный метод или технология обучения. Это ценностная ориентация, связанная с перестройкой личностных установок учителя. Здесь важно отметить, что общедидактические подходы к образованию должны быть личностно ориентированными. Это верный путь к гуманизации учебно - воспитательной деятельности.
Традиционная механистическая система обучения была, по существу, авторитарной, опиралась на выполнение определенных требований и нормативов, стремилась воздействовать на личность через коллектив, недооценивала свободы личности – этого важного условия самовыражения в учении и развития творчества, игнорировала огромную роль межличностных отношений между учителем и учащимися. Личностно ориентированная педагогика базируется на гуманистической психологии, основателями которой в 60- х гг. нашего века были Р. Мей, А. Маслоу, К. Роджерс. Новое направление выводит на первое место человека, его ценности, его личную свободу, и умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Пафос нового направления состоял в том, что оно устремлено в будущее человека, утверждает, что все зависит от его собственных усилий, собственной активности, опирается на силу разума, а не на сферу иррационального. Гуманизация образования исключает статический, безличностный подход к человеку. Гуманистическая ориентация объединила усилия психологов, философов, педагогов, социологов в их поисках смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора, целостности, интегративности мышления, управления механизмами собственного развития.
Еще о педагогике:
Изучение уровня практического осознания элементов речи
Задания. Скажи одно слово. а) Произнеси один звук; б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове. а) Скажи одно предложение; б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? в) Назови первое слово, второе, третье. Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются ...
Нейропсихологические механизмы письменной речи
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека, а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма. Формирование функци ...
Автоматизация расчетов учебного плана
Для синтеза каждого учебного плана исходными данными являются следующие: график учебного процесса; список циклов дисциплин; список предлагаемых для изучения дисциплин; нормы времени по дисциплинам: каждой дисциплине может соответствовать максимально допустимая интенсивность изучения; список курсовы ...