Педагогические условия развития внимания первоклассников

Статьи о педагогике » Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий » Педагогические условия развития внимания первоклассников

Страница 1

Задачами данного параграфа являются:

1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников.

2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников.

Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, если будут использоваться различные методические наблюдения; и в процессе нашей работы мы будем устанавливать причинно- следственные связи.

Далее опишем педагогические условия, способствующие развитию внимания и наблюдательности детей на экскурсиях.

Н. Ф. Виноградова считает, что научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире – процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания).

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал.

Развитие наблюдательности, считает В. М. Кузина - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. В процессе развития восприятие может переходить в теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, или же восприятие может переходить в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.

Далее представим ряд диагностических методик на развитие внимания и наблюдательности детей, которые могут использоваться во время экскурсий.

Пути развития наблюдательности и внимания при организации окружающего мира разнообразны:

- использование различных средств наглядности;

- организация наблюдений к уроку и на уроке;

- организация наблюдений при проведении опытов, практических работ;

- ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда;

- организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовывать их деятельность. С этой целью необходимо научить детей рациональным приёмам наблюдения в процессе усвоения знаний:

Первая группа приёмов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков, а учащиеся должны узнать по ним объект.

Вторая группа приёмов - осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их характеристик.

Третья группа приёмов - задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятии исходного состояния характеристик, выделить разнообразные признаки, которые позволят им включить их в новые связи и отношения.

Четвёртая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их - направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Проведение урока психологии «Характер и темперамент человека»
Обоснование выбора темы: в отечественной и зарубежной психологической литературе изложено множество различных точек зрения относительно понятий «характер» и темперамент» и их взаимосвязи. Исходя из того, что учащиеся имеют лишь поверхностные психологические знания, изложенный материал должен быть п ...

Речевое развитие нормальных детей
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить ...

Методические рекомендации для воспитателя и родителей для работы с устаревшей лексикой с детьми 5-7 лет
Учитывая громадное воздействие художественного слова на всестороннее развитие ребенка, воспитателю или родителю нужно обратить внимание на особенности восприятия детей дошкольного возраста [Боголюбская, Шевченко 1970:13]. Маленький ребенок читать не умеет. Художественное слово воспринимается им чер ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru