Поскольку композиционные средства используются и аппликации, З.А. Богатеева при обучении детей аппликации предлагает использовать коллаж, мозаику из бумаги, которая включает в себя выкладывание узорных форм, замыкающихся в плоскости квадрата или треугольника, где можно использовать ритмическое повторение элементов орнамента и симметричность его повторения. Разновидности мозаики - мозаика из мягких материалов и по типу витражей. Произведения народного прикладного искусства, которые относятся к тому или иному виду художественного ремесла и создаются в разных областях нашей страны, отличаются по композиции, колориту и мотивам. После нескольких занятий, когда детям показывались народные орнаменты в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор, например для прямоугольной доски. Надо учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Аппликация дается также в виде коллективных работ, где каждый ребенок вырезывает и склеивает изображение, а затем находит ему место в общей композиции. В декоративном рисовании и лепке дети расписывают свою лепку узорами, а также рисуют узор на замкнутых поверхностях.
В трудах Н.П. Сакулиной присутствует мысль о том, что размер изображения должен соответствовать величине листа: на больших листах бумаги изображения следует давать крупные, чтобы не оставалось ничем не оправданных пустых мест. Полезно давать для рисования бумагу разного размера, в зависимости от того, какая задача ставится перед детьми.
Большинство программ, давно зарекомендовавших себя, например, "Программа воспитания и обучения" под ред. Васильевой, программа "Детство" Логиновой и др., уделяло должное внимание изобразительной деятельности детей, но лишь современные программы конкретизировали эту проблему, например, "Одарённый ребёнок" Кибишевой Г.Б., "Мы входим в мир прекрасного" Масловой, "Малыш в стране Акварелии" Григорьевой К.Г. и др.
Выше были указаны индивидуальные рекомендации авторов. Обобщая их мнения, конкретные методы можно выделить следующие:
1. Педагог должен выбрать программу, направления, а также свою позицию в процессе развития творческих способностей.
2. Подобрать соответствующее оборудование.
3. Развивать творчество на занятиях по лепке, используя цвет, форму и движение.
4. Использовать наблюдения, организуя работу детей под влиянием впечатлений.
5. Использовать чтение художественной литературы, особенно сказок, поскольку этот жанр наиболее близок детям дошкольного возраста.
6. Знакомить с изделиями народных мастеров.
7. Развивать творчество в процессе различных видов игр дошкольников.
8. Систематизировать обучение на занятиях, использовать анализ детских работ.
Еще о педагогике:
Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие
формирования здорового образа
Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды. Образовательная среда – это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования . Образовательная сре ...
Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в
ДОУ
В настоящее время, в условиях социальных реформ в системе образования, одной из важнейших задач становится повышение эффективности и качества методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Современные условия таковы, что никогда еще методическая служба не была столь востребована педаг ...
Виды таблиц и методика их использования в учебном процессе
Неотъемлемой частью любого учебного процесса являются таблицы. С их помощью учитель демонстрирует часть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся. Каждый учитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц на уроке. Каждый день в течение всей жизни мы ...