Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.
Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке.
Под влиянием предметов народного творчества ребята глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнецов, творчество которых основано на национальных традициях.
В процессе развития декоративного творчества нельзя забывать и о занятиях лепкой. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации.
И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.
Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Если представится выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного, - ребенок всегда предпочтет цветной.
В младшей группе дети украшают свои изделия углубленным рельефом, (палочкой наносят узор), затем задача усложняется и детям предлагают высокий рельеф (небольшие налепы на фигурку). Уже эта первоначальная деятельность подводит малышей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус.
Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.
Ребенок 3-4 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятен на бумагу. Ему несложно стекой ритмично украсить вылепленные из глины фигурки: наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушка приобретает более эффектный и привлекательный вид.
Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.
Систематические занятия декоративной лепкой и обогащение детских впечатлений предметами народного творчества ведут к тому, что замыслы детей становятся более самостоятельными, а вылепленные ими предметы, украшенные рельефом и росписью, приобретают выразительность, т.е. у детей появляется способность находить различные варианты создания образных фигурок.
У ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Дети 5-6 лет лепят по мотивам народных игрушек, причем им необходимо иметь возможность рассмотреть образец, с которого они лепят. Поэтому в процессе самостоятельной деятельности детей необходимо наличие соответствующих игрушек. Советами, вопросами воспитатель направляет работу ребёнка. Таким образом воспитатель создает обстановку, в которой тот или иной ребенок может проявить себя: придумать положение фигурки, ввести в изображение дополнительные предметы в виде налепов или других каких-либо элементов оформления. Воспитатель наводящими вопросами направляет детей на то, что в сервизе посуда должна быть одного размера, украшения - в одном стиле. При умелом руководстве педагога дети обязательно справятся с такой работой. Как уже отмечалось, народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2-3 фигур весьма сложно и доступна только детям старших групп. Ребенка нужно научить понимать связь между предметами и располагать их на подставке. Создавая композицию из нескольких фигурок, он мысленно рассуждает о ее содержании, о тех средствах, которые должны помочь выразительно расположить предметы по отношению друг к другу. Т.Г. Казакова считает, что воспитатель должен учить рассматривать и обследовать предметы декоративно-прикладного искусства. Для этого подбираются вещи, при ознакомлении с которыми дети видят узор в объеме и на плоскости. При обучении детей отдельным приемам изображения воспитатель обращает внимание на передачу характерных черт образа. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель учит детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета при рассматривании.
Еще о педагогике:
Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
Основными задачами деятельности социального педагога являются следующие: 1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем: • повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; • вовлечения в образовательное пространство детского са ...
Методика устранения семантической дислексии
Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях: развитие слогового синтеза; развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении, расширение и уточнение лексики. А. Развитие слогового синтеза В том случае, когда ...
Решение проблемы педагогических кадров
Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%. Многие учителя не имели должной квалификации. Недостаток учителей привел и к тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавал ...