Попытки ввести специалистов, непосредственно ориентирующихся на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммуналь-ных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов школьника и др.) были предприняты еще в 60-70-е годы. На рубеже 70-80-х годов общественная потребность вывела проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-педагогических и молодежных жилых комплексов, разновозрастных объединений, профильных клубов по месту жительства формировалась и укреплялась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы с другими социальными институтами.
Однако развитие сдерживалось отсутствием профессионально подготовленных кадров, специально ориентированных на социально-педагоги-ческую работу. Функции социального педагога растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, функционально крайне слабо связанными между собой.
Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно новому уровню развития социальной педагогики и социальной работы: от отдельных очагов передового опыта к государственному решению проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения.
Социальный работник – единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Н. М. Платонова отмечает, что в настоящее время подготовка социальных работников в учреждениях образования предусматривает более 26 специализаций.
П. А. Шептенко и Г. А. Воронина выделяют наиболее распространенные из них: социальный семейный педагог или работник семейного профиля; общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник; специалист по социальной работе с детьми и молодежью; специалист по организации культурного досуга; валеолог, специалист по охране здоровья, медицинский социальный работник; социальный эколог; социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости; социальный педагог-дефектолог; школьный социальный педагог и др.
Заявляя о необходимости радикального преобразования социальной сферы в интересах человека, государство рассматривает социально-педаго-гическое образование в качестве основного механизма реализации социальной политики, возлагая на социального педагога высокую миссию посредника с целью реального осуществления различных направлений социальной политики. На деле социально-педагогическое образование развивается самостоятельно как хаотическая система – от одной точки бифуркации до другой в зависимости от инициативы образовательных учреждений. Социальный статус социального педагога в обществе чрезвычайно низок. Этот статус определяется отношением к нему государства как специалисту, уровнем оплаты его труда по сравнению с другими категориями педагогических работников.
Вместе с тем сегодня под влиянием социокультурных факторов меняется характер взаимоотношений между личностью и коллективом, наконец, между личностью и личностью, что создает для социального педагога совершенно новую, более сложную ситуацию. В условиях, когда в обществе разрушаются ценностные отношения, гуманистический потенциал социально-педагогического образования снижается. В таких условиях существенно осложняется возможность гуманизации и педагогизации среды жизнедеятельности человека, его социализация. Реализация профессионально-коммуникативных задач социально-педагогического образования, ориентированных на построение стратегии каждого микросоциума, становится важной, но весьма трудно выполнимой задачей.
Еще о педагогике:
Особенности работы персонала в период адаптации
детей раннего возраста к детскому учреждению
Первая трудность, с которой сталкиваются и родители и воспитатели в яслях это проблема адаптации к детскому учреждению. Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются не готовыми к детскому саду. Отсу ...
Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализи ...
Характеристика детей, принимающих участие в экспериментальной работе
Экспериментальная работа проходила в 1 "А" классе специальной (коррекционной) школе-интернат II вида №22 центрального административного округа города Москвы в период с 01.04.2008 по 24.04.2008, всего в классе пять детей: два мальчика и три девочки. Таблица № 1 Имя Возраст Дата поступления ...