Специфика и функции проблемного обучения

В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии:

1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообразований, отсюда развивающий эффект проблемного обучения (развивающая функция);

2) механизм мышления в традиционной схеме обучения не действует потому, что мышление связано с будущими ситуациями восприятия действия, в проблемном обучении мышление связано с проблемами не имеющими известного алгоритма их решения;

3) обучающийся имеет дело с разными реальностями: при решении задач - с искомым, а при решении проблемы - с неизвестным. Искомое находится путем преобразования известных данных задачи с помощью заданного способа, а неизвестное требует продуцирования новых знаний, способов действий, перевода с помощью проблемной ситуации в задачу, а лишь затем ее решение.

Проблемная ситуация характеризуется тем, что в сознании учащихся она отражается в виде острого логического противоречия. Проблемное обучение основано на несоответствии новых знаний имеющимся представлениям учеников. В таких ситуациях ученики быстрее усваивают сущность новых понятий; их деятельность должна быть ориентирована на вскрытие особенностей в рассматриваемом педагогическом явлении и на обнаружение его противоположных сторон. Выявление в ходе занятий того или иного противоречия стимулирует мыслительную и эмоциональную активность учеников. Ученик не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для него знания; формируется и его личностное эмоционально-ценностное отношение к усваиваемому материалу.

По своему целевому назначению проблемное обучение является многоаспектным. Как показывает практика, оно может быть использовано в педагогических училищах в целях:

1) изучения учениками под руководством преподавателя сложных и дискуссионных проблем, отдельных тем и разделов программ с использованием приемов рационального мышления и самостоятельной работы;

2) обучения учеников использованию проблемного подхода и применению ими исследовательских методов в приобретении новых знаний в процессе самостоятельного учебного труда;

3) самостоятельного решения учащимися посильных психолого-педагогических проблем;

4) обучение применению поисковой методики для передачи знаний во время практики и в будущей самостоятельной работе в различных учреждениях;

5) формирование психологической и технологической готовности к обучению учащихся, доступным приемам рационального мышления и способам решения учебных проблем.

Последние два аспекта являются специфичными для педагогического учебного заведения и раскрывают профессиональную направленность проблемного подхода в подготовке специалистов для учреждений образования.

Выявление специфики проблемного обучения позволяет нам выделить шесть его функций: развивающую, образовательную, воспитательную и три специфических функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний;

- воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Еще о педагогике:

Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность. Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятел ...

Общие сведения о базе практики
10 февраля 1919 года был открыт Кубанский политехнический институт, а позже на базе агрономического факультета — Кубанский сельскохозяйственный институт, первым ректором которого стал М. Е. Подтягин. В 1922 году вуз получил юридическую самостоятельность, и в том же году состоялся первый выпуск агро ...

Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru