выстраивание иерархии мотивов;
формирование познавательных интересов;
мотивация поведения моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками.
Развитие личности.
переживание своей уникальности, своей «самости»;
стремление утвердить себя среди взрослых и сверстников;
обостренная чувствительность к овладению нравственно-психологическими нормами, целями и способами систематического обучения;
развитие ответственности.
Поведение и деятельность.
стремление к нормативному поведению;
стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
потребность соответствовать положительному эталону поведения;
подчинение авторитету старших;
планирование и самоконтроль в деятельности и поведении.
Основные новообразования.
произвольность психических явлений;
произвольный внутренний план деятельности;
рефлексия;
анализ;
самоконтроль.
Кризис возрастного развития.
Противоречия: стремление принадлежать к сообществу взрослых, с одной стороны, и недостаточная социальная зрелость – с другой.
Симптомы кризиса. Эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряженность; конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.
Еще о педагогике:
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Четвертый год жизни – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначен ...
Портфолио как средство диагностики образованности
Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающаяся психологическая диагностика. Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во – первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих ...
Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. Основным критерием биологического возраста считается скел ...