Память. Дети оказываются в состоянии запомнить сравнительно большое количество словесного и другого материала. Запоминание приобретает все более осмысленный характер, начинает становиться произвольным.
Переход к школьному обучению знаменует переход к новому типу познания. Школьники приобретают значительные знания на основе словесных объяснений, а также при чтении учебной и другой литературы.
Происходят большие изменения в развитии мышления. Школьник начинает отчетливо осознавать связь между причиной и следствием, постепенно овладевает способностью формулировать эти причинно-следственные связи. Появляется мышление, основанное на абстракции и обобщении.
Во время обучения в школе учащиеся овладевают системой понятий. Каждое из понятий определенным образом связано с другими понятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понимание таких категорий, как объем понятий, соотношение между общими и менее общими понятиями. С 3 класса отмечается дифференцированное отношение к изучаемым предметам (чтение, письмо, математика и другим). Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету. Важную положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущая роль теперь принадлежит учению, учебной деятельности. Однако игра (во внеучебное время) продолжает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и другие).
Развитие личности младшего школьника происходит преимущественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учению не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. Формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества. Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы.
Итак, ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права.
Система «ребенок-взрослый» дифференцируется: «ребенок-учитель», и «ребенок-родители».
Ведущая деятельность – учебная – непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.
Достижения возраста:
Когнитивная сфера.
интеллектуализация психических процессов, их осознание;
развитие произвольности познавательных процессов;
формирование отвлеченного словесно-логического мышления;
целенаправленное и произвольное наблюдение как форма восприятия;
расширение объема произвольного внимания и умения распределять его между разными видами действий;
осознание мнемической задачи;
интенсивное формирование приемов запоминания, увеличение удельного веса смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным;
управление процессами запоминания, воспроизведения, припоминания;
увеличение признаков и свойств в образах воображения.
Эмоциональная сфера.
эмоционально-положительное отношение к себе;
сдержанность в выражении эмоций, умение владеть своими чувствами;
способность проявлять гнев не столько в моторной форме, сколько в словесной;
новые оттенки в выражении чувств: ирония, насмешка, сомнение;
формирование моральных чувств: совести, долга, сопричастности общему делу;
гордость не только одобряемым взрослым поступком, но и своими положительными качествами;
эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоционального состояния другого человека).
Мотивационная сфера.
насыщение мотивов новым социальным содержанием;
Еще о педагогике:
Диагностика и методика ее осуществления
После применения мониторинговых методик и проведения эксперимента наступает следующий этап исследования – диагностика. Разговор о диагностике творческого развития личности уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos – способный распозн ...
Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего
школьного возраста
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...
Учитель ИЗО - художник и педагог
Нередко задачи работы художника - педагога в школе понимается слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразите ...