Последовательность планируемых игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи, уровнем развития слухового восприятия. Для успешного развития слуха очень важно проводить игры систематически. В соответствии с возрастом детей игры необходимо усложнять.
Игры, направленные на развитие слухового восприятия во внеклассное время, следует проводить не менее одного раза в неделю со всеми учащимися, начиная с подготовительного класса.
Игра должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное. При организации игр нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства учащихся.
Используемые в игре звуки должны являться сигналами реальных предметов окружающего мира, знакомых детям из жизненной практики и представляющих для них определенный интерес. Только тогда звуковые впечатления приобретут определенный смысл и будут содействовать активизации мышления учащихся в процессе игр, максимальной мобилизации слуховых возможностей.
Речевой материал, используемый в дидактических играх, должен быть обязательно связан с содержанием различных уроков, внеклассных занятий во внеурочной и внешкольной деятельности детей. Мнение классного руководителя и учителя по слуховой работе в этом случае является чрезвычайно важным. Таким образом, содержание игр должно планироваться совместно учителем класса, учителем по слуховой работе и воспитателем.
Кроме того, на внеклассном занятии необходимо научить детей играть друг с другом самостоятельно, а также проводить игры с младшими товарищами.
Игры предоставляют школьникам с нарушенным слухом возможность упражняться в восприятии речи с помощью индивидуального слухового аппарата, почувствовать необходимость в нем при общении.
Дидактическая игра в рабате с детьми с нарушениями слуха, таким образом, выполняют ряд функций:
- дидактическую – формирование соответствующих знаний и умений, навыков;
- развивающую – формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;0
- коммуникативную – умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов;
- релаксационную – игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка;
- коррекционную – в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, происходит развитие слухового восприятия.
Все перечисленные функции дидактической игры подчеркивают значимость ее использования во внеурочной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха.
Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.
Дидактическая игра вносит вклад во всестороннее развитие детей. Разнообразные дидактические игры в младшей школе способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности и дисциплинированности.
Игра в начальной школе приобретает личностный смысл. Со стороны учителя игра требует тонкой и точной инструментовки, осторожного с ней обращения. Тогда игра поможет педагогу сблизиться с детьми, освободить их от излишнего напряжения, заторможенности, она не только приобщит детей к учебному процессу, но и поможет создать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, хорошее отношение к учебе, поможет им привыкнуть к новым для них условиям, создаст условия для продуктивного взаимодействия с одноклассниками. В игре происходит адаптация младших школьников к системе общественно-полезной деятельности.
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения.
При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдаю из-за снижения слуха.
Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами, игрушками наиболее полно познается их значение, свойства и отношения. В этом велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Еще о педагогике:
Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения
на воспитание духовно-нравственных ценностей
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты ис ...
Математическое развитие старших дошкольников как
психолого-педагогическая проблема
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей де ...
Организация обучения речевому этикету
Обучение речевому этикету как компоненту культуры страны изучаемого языка включает целый ряд аспектов, каждый из которых значим практически: познавательный аспект влияет на мотивацию, развивающий облегчает овладение, воспитательный способствует и тому, и другому и т.д. Содержательная сторона учебно ...