Экологическое образование и воспитание, направленное на формировании у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.
Работа по охране природы в нашей стране, предполагает формирование необходимых биологических, юридических, политических, нравственных и этнических взглядов на окружающий мир и место человека в нем. Уважение ко всему живому, преклонение перед творческой силой природы основная гарантия охраны окружающей нас природной среды.
Истоки высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, лежат в воспитании таких качеств, как доброта, отзывчивость, великодушие, сочувствие. Бережное и внимательное отношение к природе положительная черта, характеризующая степень воспитанности человека.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется так же в научных, культурно-просветительных и эстетических целях. От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.
Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой одна из составных частей этой работы предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определенных программой. Наблюдение за лягушкой, ежиком, белкой, кроликом, экскурсий в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и разноцветных листьев, поделка игрушек из природного материала, дидактические игры далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастным группах по данному разделу программы. Педагог не только знакомит ребят с птицами, но и учит относиться к ним бережно и внимательно.
Побуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для воспитания правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.).
Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Известно, каким сложным и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребенка в окружающей среде? Имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают «ласкают» котенка и пр.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания положительного отношения к объектам природы. От педагога во многом зависит, чтобы познания природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлияния различных чувств, эмоций и нравственных поступков ребенка.
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности ребенка, неумение выразить свое отношение. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, эстетические и этические оценки соединяются и совпадают, образуя нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которым можно судить о степени сформированности гуманных чувств и любви к живым существам. О степени сформированности у детей глубоких, гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:
Еще о педагогике:
Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой
школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...
Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...
Выявление эффективности формирующего этапа эксперимента
Контрольный этап проводился с 27.03.11 по 29.04.11 Цель контрольного этапа эмпирического исследования: выявить эффективность формирующего этапа эксперимента, а именно, использования театрализованных игр в развитии лидерских качеств у детей подросткового возраста. Состав участников остался прежним. ...