Преобразования в образовании последних 10-ти лет (1990-2002гг.) во многом изменили курс преподавания астрономии в школе. Приказ министра образования РФ от 30.06.99 г. № 56 «об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования», построенный на принципах гуманитаризации обучения, дал нормативную норму для обучения физике и астрономии в гуманитарных и общеобразовательных классах. Физика в старшей школе (10-11кл.) сократилась с 8 до 4 ч. в неделю, согласно базисному учебному плану для школ РФ, астрономия же была исключена из учебного плана общего образования и переведена в разряд предметов по выбору. Таким образом, в критический период современного Российского естественнонаучного образования главная цель учебного курса астрономии – формирование у учащихся целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной – передаётся дополнительному образованию.
Существенным минусом в такой ситуации является то, что выбор этого курса осуществляет администрация школ, а не ученики и даже не учителя. Многие из педагогов склоняются к мнению, что «сокращение в старшей школе на 5 часов физики с астрономией (было 9, осталось 4) приведёт к резкому снижению уровня физического образования школьников, а формирование мировоззрения целиком отойдёт церкви. Это нанесёт непоправимый ущерб интеллектуальному потенциалу страны и сделает Россию в будущем убогой и нищей, стоящей у обочины цивилизации… Зачем простому российскому человеку, например, знание астрономии, если его удел – забота о хлебе насущном, когда взор его должен быть устремлён не к звездам, а обращён к кормилице земле?» Ситуацию нужно менять, какой бы прискорбной она не была, для этого есть определённые пути, которые будут описаны нами ниже. Мы считаем, что абсолютная гуманитаризация средней школы лишает Россию будущего.
Любая школа, составляя учебный план, может включить астрономию в поурочную сетку. Сейчас эта тенденция сохраняется, в основном, в физико-математических классах (или в специализированных школах). Статистика г. Рязани лишь подтверждает тот факт, что из минимальных 34 базовых часов на астрономию в школах в 11 классе оставляют максимум 17 ч., и только в физико-математических классах – 34 часа. Количество отведённых часов астрономии и физике позволяет наладить межпредметные связи, углубляясь в изучение материала.
Развивая тему дифференцированного обучения, следует сказать, что в общеобразовательных классах, также, как и в физико-математических, основной упор делается, в общем случае, на изучение наиболее развитых теорий, касающихся небесной механики и динамики, строения Солнечной системы; на улучшение навыков решения астрофизических задач, большей частью олимпиадных. Такие результаты были получены в результате опроса учителей астрономии г. Рязани. В сегодняшней школе мало внимания уделяется наблюдениям настоящего звёздного неба, изучению Солнца и звёзд на практике, организации просмотров фильмов и походам в музеи из-за нехватки времени на часто даже сжато-формализованное, логическое, без эпитетов, изложение материала.
Иногда астрономию в 11 классе изучают и учащиеся гуманитарных классов, однако с ними ситуация обстоит ещё сложнее. «В классах и школах гуманитарного профиля цель обучения определяется как формирование у школьников физической картины мира, т.е. целостного образа внешнего мира, осознаваемого в виде совокупности наиболее общих фундаментальных признаков (атрибутов)» . Авторы учебника для 10-11 кл. по физике для школ с гуманитарным профилем обучения А.Н. Мансуров и Н.А. Мансуров выделяют следующие признаки при формировании физической картины мира: 1) методы познания человеком окружающего мира, 2) «элементы» мира, 3) физические взаимодействия, 4) законы и теории, 5) физические системы, 6) процессы и явления, 7) мир, созданный человеком, картины мира. Они образуют полную систему и взаимно независимы, поэтому на них строится базис учебной физики. Курс физики авторы строят таким образом, чтобы в процессе его изучения в сознании школьников формировалась современная картина мира «как итог длительного исторического развития научных представлений об окружающей природе». Реализуя идею, в 10 классе изучаются механическая и электродинамическая картины мира (основы классической физики), а в 11 классе – релятивистская и квантово-механическая, объединяющиеся в современной картине мира. Очевидно, что такие же объяснительно-иллюстративные требования выдвигаются и к преподаванию астрономии в гуманитарных классах. На ином качественном уровне изучения астрономии предполагается по экспериментальной программе авторов А.А.Фадеевой, А.В. Засова, Э.В. Кононовича «Физика. 7(8)–11 кл.», которые базируются на курсе естествознания. Курс ориентирован на формирование у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы. Интеграция естественнонаучных знаний обеспечивается, в частности, показом единства законов природы, применимости физических теорий во Вселенной, рассмотрением её эволюции в целом. Астрономический и физический материал составляют единое целое, способствуя формированию естественнонаучной картины мира и расширению кругозора учащихся.
Еще о педагогике:
Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках
биологии
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложн ...
Обзор методической литературы
Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождени ...
Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме
развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Ф ...