Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой. В таблице приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «способностной» педагогики.
Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода
Параметры сравнения |
«Знаниевая педагогика» |
«Способностная педагогика» |
Цель |
Формирование знаний, умений, навыков. |
Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты – проекты. |
Интегральная характеристика |
«Школа памяти» |
«Школа развития» |
Преобладающий тип и характер взаимоотношений |
Субъект-объектный |
Субъект-субъектный |
Девиз педагога |
«Делай как я» |
«Я вместе с тобой», «Не навреди» |
Характер и стиль взаимодействия |
Авторитарность, монологичность, закрытость |
Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность |
Формы организации |
Фронтальные, индивидуальные |
Групповые, коллективные |
Методы обучения |
Иллюстративно-объяснительные, информационные |
Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный |
Ведущий принцип |
«Продавливание» |
«Выращивание» |
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником |
Репродуктивный, воспроизводящий |
Продуктивный, творческий, проблемный |
«Формула обучения» |
Знания – репродуктивная деятельность |
Проблемная деятельность – рефлексия – знания |
Способы усвоения |
Заучивание, деятельность по алгоритму |
Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
Функция учителя |
Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний |
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся |
Позиция ученика |
Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту |
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |
Еще о педагогике:
Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в
воспитании детей
Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направлен ...
Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных
задач у детей шестого года жизни
Целью формирующей работы является развитие мышление у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. Задачи: 1. Разработать систему игр и упражнений по развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. 2. Определить эффективные педагогические у ...
Процесс реализации регионального компонента
дошкольного образования
Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Респуб ...