Задачи констатирующего эксперимента:
подобрать и проанализировать диагностики для выявления уровня творческого развития детей в ДПИ;
на основе комбинирования различных диагностик разработать свою диагностику уровня развития декоративного творчества у старших дошкольников.
Для разработки диагностики были проанализированы диагностические методики П. Торенса "Творческое мышление", Р.Г. Казаковой " Особенности проявления эстетической одарённости у детей в процессе рисования", Л.А. Венгера "Овладение способами моделирования и преобразования пространственных взаимоотношений".
Описание диагностической методики, использованной нами в эксперименте: для выявления уровня развития детского декоративного творчества мы предложили детям сделать реальное дерево сказочным, используя любые элементы декора.
Работы оценивались по следующим критериям:
1. Выбор композиционной схемы.
1 балл - хаотичность узора, нет стремления передать стилевое единство;
2 балла - использует простые закрытые композиционные схемы,
выделяет центр, края, углы в композиции, владеет только
симметричной композицией;
3 балла - владеет симметричной и асимметричной
композициями, использует сложные открытые и закрытые
композиционные схемы (2х фризовая композиция, орнамент
из центра); стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но допускает 1-2 ошибки.
2. Цветовая гармония.
1балл - не задумывается о цветовых сочетаниях, выбирая
произвольные локальные цвета, которые нравятся ребёнку
(практически полная дисгармония);
2 балла - частично передаёт цветовую согласованность, но использует
большое количество цветов, внося этим некоторую
дисгармонию;
3 балла - передаёт гармонию 3-4х цветов по контрасту или аналогии,
использует оттенки цветов.
3. Ритм и равновесие:
1 балл - не задумывается над повтором и чередованием цветов и
элементов, располагая их произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия;
2 балла - а) допускает существенные ошибки в чередовании цветов и элементов в симметричной композиции;
б) допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости
по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции;
3 балла - а) строго повторяет и чередует цвета и элементы, что
обеспечивает равновесие симметричной композиции;
б) уравновешивает асимметричную композицию во
всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и
размеру; допускает 1-2 ошибки при выполнении.
4. Оригинальность замысла.
1 балл - использует только традиционные элементы и цвет в
соответствии с усвоенными шаблонами
2 балла - экспериментирует либо с цветами, либо с элементами,
использует в основном традиционные элементы, но
придумывает различные их сочетания и комбинации;
3 балла - экспериментирует с цветами и элементами (придумывает
свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально
комбинирует известные, использует фантастический цвет,
не соответствующий цвету реального предмета)
Уровень развития декоративного творчества мы определяли следующим образом. Если ребёнок набрал:
10-12 баллов - высокий уровень;
6-9 баллов - средний уровень;
4-5 баллов - низкий уровень развития.
Диагностика проводилась 6 февраля 2008 года. Данные диагностического исследования мы занесли в протокол (приложение 1.)
Анализируя работы детей, мы заметили, что дети использовали, в основном, простые закрытые композиционные схемы, пользуясь фактически только симметрией. В цветовом решении дети в основном предпочитали использовать их многообразие, некоторые использовали фантастические цвета в своих работах. Работы ритмичны, дети допускали ошибки в уравновешивании композиции. Оригинальность работ весьма разнообразна, здесь наблюдается большой разбор в уровнях. Низкий уровень развития умений в выборе композиционных схем и цветовом решении (20%).
Еще о педагогике:
Ознакомление детей с трудом взрослых
Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок: - понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни ...
Опытно-экспериментальная работа по развитию орфографической зоркости
учащихся 2 класса средствами словарной работы на уроках русского языка
Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащи ...
Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей. В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественн ...