Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Страница 5

В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений. В юности больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другое: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это как правило, мысли обо всем, о людях, о мире, о философских бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают и волнуют старших школьников.

В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества, которое, как считает Э. Фромм, если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению «так же, как физический голод — к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное». К счастью, это чувство в юности не является стабильным. При установлении хороших личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

Социально-психологическая реальность жизнедеятельности старшеклассников ярко представлена в динамике групповых норм и ценностей в период обучения в восьмых - одиннадцатых классах. Они формируются благодаря общению и взаимодействию в школьном классе. Известно, что личностное самоопределение старшеклассников детерминируется групповыми нормами, ценностями и уровнем развития учебной группы. Самоопределение личности специфично представлено в учебных группах с разным уровнем развития: в группе с более высоким уровнем преобладает инициатива школьников при разрешении ситуации неопределённости, для группы с низким уровнем характерны пассивные позиции учеников.

Есть сфера в мире, познать которую стремятся все старшеклассники, в которой важно найти свое место для каждого. Это сфера взаимоотношений с окружающими людьми. Поэтому старшеклассники, познавая мир, определяя своё место в мире, в первую очередь имеют в виду тех людей, с которыми они взаимодействуют, встречаются, дружат, которых любят и ненавидят и т.д.

Раннюю юность характеризует растущая избирательность дружбы. Л.М.Фридман и И.Ю.Кулагина считают, что «одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма ''психотерапии'', позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги». «Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не только выбирать друга, сколько придумывать его. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди под час не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны. Чем эгоистичнее дружба, тем вероятнее, что с возрастом в ней появятся нотки враждебности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребен ...

Место географии в системе школьного образования
География как учебный предмет - это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покр ...

Планирование работы по физическому воспитанию
За основу своей работы по физическому воспитанию и совершенствованию детского организма взяла авторскую программу В.Г. Алямовской «Здоровье», как комплексную систему воспитания ребенка – дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством с ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru